Чем Logan лучше Калины. Лада Калина или Renault Logan - разные моторы и АБС

1 января 2008 •  Прокомментировать тестдрайв

Александр ДИВАКОВ, Павел КАРИН | Фото Степана ШУМАХЕРА

С чем сравнивать Ладу Калину с новым 16-клапанным 1400-кубовым двигателем? Во-первых, с ее обычной 1600-кубовой сестренкой. Во-вторых, с седаном Renault Logan — ведь это его называют «убийцей Калины».

Так мы и поступили. А когда тест был уже закончен, подписанный в Тольятти меморандум об альянсе Renault с АвтоВАЗом придал нашему сравнению иное значение: что хорошего Калина может позаимствовать у Логана? Двигатели? Коробки передач? Или, может быть, АБС?

"Норма с элементами люкс" — именно таким странным словосочетанием обозначается взятая нами на тест Калина 1.4 за 267700 рублей ($10840). "Элементы люкс" — это литые колеса, молдинги на боковинах и черная самоклеящаяся пленка на стойках дверей.

А Калина 1.6 за 269700 рублей ($10920) — это уже полноценный Люкс: противотуманные фары, четыре электростеклоподъемника вместо двух, обогреваемые электрозеркала и передние кресла.

Внутри обеих Калин — отделка светлым бархатом, ремни с преднатяжителями и пара подушек безопасности (об этом свидетельствуют надписи Airbag на руле и передней панели). Вдохнув фенольный аромат ностальгии по новому отечественному автомобилю, мы даже успели порадоваться за владельцев таких Калин. Но… Подогрев кресел жарит так, что чувствуешь себя яичницей — если не успел вовремя выключить «сковородку», впору посыпать себя солью. Удобный блок управления стеклами-зеркалами при закрывании водительского окна выскочил из дверной обивки. Затем выпал какой-то болтик из расположенной внизу центральной консоли пепельницы — и она перестала закрываться. А открыв потолочный очечник (еще одно отличие версии Люкс), мы сбили настройки салонного зеркала — иначе очки в него не просунешь. Словом, люкс и впрямь лишь элементами. А в целом — Норма.


При штатных замедлениях тормоза обычной Калины нам понравились, хотя у Логана они еще лучше. Но при блокировке колес обе машины без АБС, естественно, становятся неуправляемыми

А у Логана — Престиж!

Мы взяли на тест два седанчика Renault — тоже с моторами объемом 1,4 и 1,6 л. Причем Logan 1.6 оказался в топ-версии Prestige — аж за 351900 рублей ($14250). За что платим? За полностью окрашенные в цвет кузова бамперы, черные, как у «люксовой» Калины, наклейки на средних стойках, более крупные наружные зеркала… Но за легкосплавные колеса, кстати, нужно доплатить еще 9900 рублей ($410). С учетом опций «наш» Logan Prestige потянул и вовсе на 396500 рублей ($16050).

Дороговато! А ведь престижем тут по-прежнему не пахнет. По сравнению с «люксовой» Калиной — ни очечника, ни подогрева электрозеркал, к клавишам задних электростеклоподъемников приходится тянуться вниз, к основанию «ручника»… Зато водительское кресло регулируется по высоте, все рукоятки-кнопочки работают как положено, ничто ниоткуда не выпадает. Бедно, но аккуратно.

При замерах разгонной динамики самой быстрой в соответствии с «паспортом» оказалась 1400-кубовая Калина. С нуля до сотни — за 12,7 секунды. Ведь новый шестнадцатиклапанник объемом 1,4 л развивает 89 л.с. — он на 9 л.с. мощнее 1600-кубового восьмиклапанного мотора. А вдобавок в среднем он еще и на 1,1 л/100 км экономичнее.

Эргономика Калины лучше, чем у Логана, но качество сборки интерьера по-прежнему никуда не годится. В 2008 году версия Люкс должна обзавестись кондиционером
Бархатная обивка сидений и дверей вместо гобеленовой — отличие Калин в версиях Люкс и Норма с элементами люкс Пластиковые скобы на спинке заднего сиденья Калины — для фиксации замков ремней при его трансформации

Но беда нового моторчика — нехватка тяги «на низах». Наибольшую активность он проявляет в диапазоне с 3000 до 4700 об/мин, но, если не «крутить» его до предела, при смене передач двигатель вянет. Дело усугубляют и «растянутые» передачи — ведь пока трансмиссии у всех Калин одинаковы. Вазовцы уверяют, что уже весной в паре с мотором 1.4 будет идти главная передача с числом 3,9 вместо нынешних 3,7. Но пока гораздо удобнее ездить с 1600-кубовым мотором. С ним Калина разгоняется до сотни медленнее на 0,8 с, зато выигрывает по эластичности: на пятой передаче ощутимо ускоряется уже с 60 км/ч. Да и переключать передачи с более тяговитым мотором приходится реже. А делать это, увы, не в радость — рычаг тугой, избирательность плохонькая…

Когда к сидящему сзади пассажиру Калины 1.4 мы добавили 150 кг балласта (по сути, еще двух пассажиров) и закинули в багажник 50 кг, то моторчик и вовсе скис. С такой нехваткой тяги на «низах» даже с места трогаться непросто, а уж эластичность на четвертой передаче стала едва ли не хуже, чем у пустой машины на пятой.

Перекидываем балласт в 1600-кубовую Калину — совсем иное дело! Да, поехала она помедленнее, но удобства управления тягой не растеряла.

При открывании крышка очечника неминуемо сбивает настройки зеркала
В исполнении Люкс блок управления освещением пополнился кнопкой передних противотуманок

А что Логаны?

Они медленнее Калин: Logan 1.6 разгоняется до сотни за 14,2 с, а Logan 1.4 — всего на 0,3 с дольше. Двигатели отличаются лишь ходом поршня и настройками — характер у мотора 1.4 ровный, а 1600-кубовый агрегат заметно оживает после 4000 об/мин. Проигрыш Калинам в 0,8—1,8 с при наборе сотни компенсируется куда большим удобством управления тягой. Педаль газа что в одном, что в другом Логане легче, реакции на нажатие четче. Переключаются передачи приятнее и точнее (хотя и не идеально), а подбор передаточных чисел явно удачнее. В результате оба Логана заметно более тяговиты: на четвертой передаче Logan 1.4 разгоняется с 60 до 100 км/ч за 12,8 с, на полторы секунды быстрее Калины 1.6. А Logan 1.6 еще на секунду быстрее. Единственное, что расстроило, — это неинформативный привод сцепления на 1400-кубовой машине: на Логане 1.6 привод заметно «прозрачнее».

А еще удивило, что при полной загрузке Logan 1.6 «просел» по тяговым возможностям сильнее 1400-кубового! Но все равно остался предпочтительнее груженой Калины 1.6 благодаря более «коротким» передачам.

Разгрузив все машины, мы перешли к испытаниям тормозной динамики. Тут тоже все непросто: ведь в каждой паре одна машина оснащена АБС, а другая — нет!

Тормоза обычной Калины нам понравились: разве что свободный ход педали туговат, а при замедлении на «миксте» машина дергается в сторону более «цепкого» покрытия.


При торможении «в пол» Калина с АБС легко объезжает препятствие, но останавливается позже Логана

Но Logan и тут лучше: педаль еще информативнее, а после рывка на «миксте» в сторону более «фрикционного» покрытия Logan тут же возвращается на прямолинейную траекторию. Причем с полной нагрузкой реактивное действие на логановской педали еще возрастает — между тем как у груженой Калины педаль тормоза стала «проваливаться» глубже, слегка снизилась «тормозная» курсовая устойчивость, а колеса начали блокироваться раньше.

А что дает АБС?

И Калины, и Логаны оснащаются антиблокировочной системой фирмы Bosch. Причем если Logan с АБС отличается более мощным вакуумным усилителем тормозов вкупе с увеличенными дисками и барабанами, то на Калинах все «тормозные» детали одинаковые — разве что для адаптации АБС поворотные кулаки передних колес и задние тормозные щиты доработаны под установку датчиков, а механический регулятор тормозных сил (так называемый «колдун») упразднен.

Лада Калина Renault Logan
На Калины и Логаны ставятся одинаковые АБС фирмы Bosch (версии 8.0), но тормозить на французской машине удобнее

Чудес не произошло — на асфальте АБС сократила тормозной путь обеих машин. Правда, при торможении «в пол» на «миксте» в первый момент Logan с АБС заметно резче отклоняется в сторону более «цепкого» покрытия. Но Калина при экстренной остановке «плавает» даже на однородном покрытии. Причем тормозную педаль Калины до срабатывания АБС еще нужно продавить — «предблокировочное» усилие слишком велико.

Новый мотор ВАЗ-11194 1.4 мощнее и экономичнее 1,6-литрового восьмиклапанника. Осталось дождаться соответствующей коробки передач

А еще на всех машинах мы выполнили «переставку с одновременным торможением». Здесь оба Логана вновь лучше Калин. При объезде препятствия машинами без АБС руль Калины приходилось крутить быстрее и на большие углы, чем на Логане, а объехав конусы, нужно было особенно точно «дробить» по педали тормоза. И все же пару раз испытатель вылетал на встречную обочину и разворачивался. Усмирить Logan было проще, а останавливался со скорости 65 км/ч он в среднем на 8,5 м раньше Калины. И это при том, что все четыре машины мы «обули» в одинаковые покрышки — летние шины Rosava BC-49 размерности 185/60 R14, которые для Калины являются штатными.

Эффект АБС в этом упражнении особенно заметен — ведь тормозить и рулить можно одновременно! Но и тут Logan требовал меньших углов поворота руля, нежели Калина, и останавливался почти на корпус раньше.

Мораль сей басни проста: на АБС лучше не экономить. Но при прочих равных Renault Logan безопаснее Калины. Причем это касается и активной безопасности (как показали результаты «переставки с торможением»), и пассивной. Ведь на краш-тесте Авторевю Logan с одной подушкой заработал 14,7 баллов из 16 возможных за защиту седоков при фронтальном ударе, а серийная Калина без подушек — всего 5,6 балла. На заводских тестах, Калина Люкс с двумя подушками безопасности и передними ремнями с преднатягом набрала 8,4 балла — уже лучше, но Logan все равно впереди. Равно как и по удобству управления тягой, и по шумности (в Калинах воет трансмиссия, чего почти нет у «французов»), и по качеству сборки салона…

Зато Калина дешевле! С двигателем 1.6 в исполнении Норма она обойдется в 249 тысяч рублей ($10080), а за наиболее близкий по оснащению Logan (это версия 1.4 Expression с опционной окраской «металлик», гидроусилителем руля и передними электростеклоподъемниками) просят уже 301550 рублей ($12210). Так что в некотором роде между ними — паритет.


На Renault Logan в версии 1.6 Prestige потрачено больше краски, средние стойки, как и у «люксовых» Калин, оклеены черной пленкой, но главное отличие — это увеличенные зеркала. А легкосплавные колеса — за доплату

А теперь вернемся к вопросу, заданному в начале статьи: что АвтоВАЗ может позаимствовать у Renault? Высокие технологии? В Логане их просто нет. Наработки по эргономике? Опять вряд ли: Калина во многом удобнее.

Так чем же Renault может помочь АвтоВАЗу? Совместно разработать новую модель — этакий гибрид Калины и Логана? Lada Logina или, может быть, Renault Kalogan?

На самом деле ответа на эти вопросы еще не знают ни в Париже, ни в Тольятти. Но давайте посмотрим: чем, судя по нашему тесту, Logan лучше Калины? Настройками. Которые появляются в результате доводки, не стесненной «привходящими факторами» вроде невозможности освоить в срок шестерни главной передачи с иным числом зубьев, — ведь Калина 1.4 страдает низкой тяговитостью именно из-за этого.

В салоне «престижного» Логана — черная обивка дверей, сидений (водительское кресло — с регулировкой по высоте) и «алюминиевый» декор воздушных дефлекторов, дверных ручек и рукоятки рычага коробки Передачи на обоих Логанах включаются точнее и легче, чем на Калинах, — хотя и не идеально
При включенных фарах днем приборы «престижного» Логана читаются плохо
Клавиши задних электростеклоподъемников Логана расположены за рычагом стояночного тормоза на центральном тоннеле — мол, хочешь престижа — кланяйся!

Кстати, у Логанов с разными моторами коробки передач тоже одинаковые. Но, судя по всему, французы просто тщательнее подбирали передаточные числа, причем с приоритетом менее мощной 1400-кубовой версии.

Так что Renault может помочь вазовцам… менеджментом. Более решительным и бескомпромиссным техническим руководством, которое даст возможность тольяттинским инженерам и испытателям лучше делать свою работу. И тогда мы еще посмотрим, кто лучше — Lada Logina или Renault Kalogan…

Результаты выполнения маневра «переставка с торможением» со скорости 65 км/ч
Параметр Без АБС С АБС
  Лада Калина 1.4 Renault Logan 1.4 Лада Калина 1.6 Renault Logan 1.6
Расстояние от препятствия до полной остановки, м 39,9 31,3 25,4 21,2

Некоторые результаты измерений Авторевю
Параметры Автомобили
Лада Калина 1.4 Лада Калина 1.6 Renault Logan 1.4 Renault Logan 1.6
Время разгона, с 0—100 км/ч 12,7 13,5 14,5 14,2
60—100 км/ч (III) 8,5 9,1 9,0 8,7
60—100 км/ч (IV) 15,2 14,2 12,8 11,7
80—120 км/ч (V) 28,5 22,9 22,7 22,7

Паспортные данные
Параметры Автомобили
Renault Logan 1.4 Renault Logan 1.6 Лада Калина 1.4 Лада Калина 1.6
Тип кузова 4-дверный седан 4-дверный седан
Снаряженная масса, кг 975 980 1080 1080
Полная масса, кг 1535 1540 1555 1555
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Обозначение двигателя Renault K7J 710 Renault K7M 710 ВАЗ-11194 ВАЗ-21114
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1390 1598 1390 1596
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 79,5/70,0 79,5/80,5 76,5/75,6 82,0/75,6
Степень сжатия 9,5:1 9,5:1 10,8:1 10,0:1
Число клапанов 8 8 16 8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 75/55/5500 90/64/5500 89/65,5/5250 81/59,5/5200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 112/3000 128/3000 127/4500 120/2700
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая
Передаточные числа        
I 3,73 3,73 3,63 3,63
II 2,05 2,05 1,95 1,95
III 1,39 1,39 1,36 1,36
IV 1,03 1,03 0,94 0,94
V 0,79 0,79 0,78 0,78
задний ход 3,55 3,55 3,50 3,50
главная передача 4,21 4,21 3,70 3,70
Привод передний передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые дисковые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные барабанные барабанные
Шины 165/80 R14 165/80 R14, 185/65 R15 175/70 R13, 175/65 R14, 185/60 R14
Максимальная скорость, км/ч 162 175 165 160
Время разгона 0—100 км/ч, с 13,0 11,5 12,5 13,3
Расход топлива, л/100 км        
городской цикл 9,2 10,0 9,1 10,1
загородный цикл 5,5 5,8 5,6 6,1
смешанный цикл 6,8 7,2 7,0 7,8
Емкость топливного бака, л 50 50 50 50
Топливо бензин АИ-92 бензин АИ-92 бензин АИ-95 бензин АИ-95

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Оснащение Автомобили
Лада Калина 1.4 Лада Калина 1.6 Renault Logan 1.4 Renault Logan 1.6
Цена базовой версии, руб./$* 267700/10840 238000/9640 267500/10830 307700/12460
Подушка безопасности водителя + О + +
Подушка безопасности пассажира + О О
АБС О О
Усилитель рулевого управления + О О +
Регулируемая по углу наклона рулевая колонка + +
Отделка рулевого колеса кожей О
Обогрев передних сидений О О
Центральный замок + + + +
Центральный замок дистанционный + + О
Кондиционер О О
Электропривод и обогрев наружных зеркал О О
Электростеклоподъемники передних дверей + + +
Электростеклоподъемники задних дверей О О
Складывающееся заднее сиденье + +
Подголовники задних сидений +
CD-магнитола О** О
Маршрутный компьютер + + О
Противотуманные фары О О
Легкосплавные колеса + О О
Полноразмерное запасное колесо + + + +
Металлическая защита моторного отсека О О + +
Окраска «металлик» + + О О
Шины Rosava BC-49 185/60 R14 Rosava BC-49 185/60 R14 Michelin X-ice North 185/70 R14 Goodyear Ultra grip 500 185/65 R15
Цена тестируемого автомобиля, руб./$* 269900/10930 271900/11010 330400/13380 396500/16050
* По курсу $1=24,7 руб.
** Установлена дилером
(+) Комплектация базовой версии
(–) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили

Источник: АвтоРЕВЮ