15 июня 2008 •

Максим КАДАКОВ, фото Сергея МАМИНА

Я нажимаю кнопку включения кондиционера — и через несколько секунд из воздуховодов идет живительная прохлада. Нажимаю другую кнопку — и заслонки системы рециркуляции спасают меня от гари чадящего грузовика. Открываю прайс-лист: 326 тысяч 425 рублей… Бюджетная иномарка? Нет, дорогая «нашемарка»: хэтчбек Лада Приора в комплектации Суперлюкс — с кондиционером, двумя подушками безопасности, АБС и парктроником.

Разработкой климатической системы для Приоры занимались тайваньское отделение фирмы Panasonic и корейская фирма Halla Climate Control. Каждый подрядчик разрабатывал проект «под ключ»: заново проектировались радиатор, холодильная установка (компрессор, конденсатор, ресивер, испаритель), воздуховоды, блок управления и прочее. Невооруженным глазом различить обе системы можно только по внешнему виду компрессора.


Интерьер — как у Приоры с кузовом седан. Место штатной аудиосистемы пустует, хотя «аудиоподготовка» есть на всех машинах. Сейчас АвтоВАЗ проводит тендер среди поставщиков: интегрированная аудиосистема появится на машине в 2009 году, но будет включена в список опций

Любопытно, что вазовцы приняли обе системы. На экспорт поставляются машины с кондиционерами ВИС-Halla (в содружестве с корейцами работала тольяттинская фирма ВИС), а на российский рынок — и те и другие. Представители АвтоВАЗа объясняют это тем, что хотят подстраховаться: при возникновении проблем с поставками одной системы можно переключиться на другую — они схожи по основным характеристикам, и закупочные цены близки. Подход понятен: например, в силу таких же причин зарубежные производители ставят на автомобили шины разных фирм. Но при относительно небольших объемах выпуска это странно: зачем держать «двойной» склад запчастей, дополнительно обучать персонал, усложнять жизнь дилерам и покупателям?

Презентация хэтчбека проходила на горных дорогах Крыма, температура поднималась до тридцати градусов, поэтому кондиционер (на нашей Приоре стоял «климат» ВИС-Halla) мы не выключали. Тем более что это не просто кондиционер, а почти климат-контроль: система автоматически поддерживает в салоне заданную температуру. Порадовало и то, что тяга двигателя при включении кондиционера падает едва заметно. Ведь, в отличие от кондиционеров Sanden, которые устанавливались на машины «десятого» семейства и забирали у двигателя около 7 кВт, новая система требует лишь 2,8—3 кВт. Расход топлива, естественно, вырос, но умеренно: как показали заводские испытания, на 1,2—1,3 л/100 км.

Радует, что вазовцы вернули такую важную функцию, как рециркуляция подаваемого воздуха (на ранних Приорах ее не было)
У Приоры с кондиционером — новые рукоятки управления микроклиматом с удачно подобранными усилиями и четкостью переключений. Кондиционер активируется нажатием на сердцевину правого кругляша. Главный недостаток — слишком маленькая и тусклая контрольная лампа включения кондиционера: ее хорошо видно лишь вечером или в пасмурную погоду. Позиция Auto предусматривает автоматическое поддержание заданной температуры (этакий «усеченный» климат-контроль). Какой именно температуры? Это придется устанавливать опытным путем, поскольку крайняя левая рукоятка лишена градуировки
В расположенный под потолком мелкий очечник можно втиснуть лишь изящные очки с тонкими дужками Опционный задний парктроник работает неплохо. Позже на Приорах появятся системы автоматического включения света и стеклоочистителей

А как работает АБС в сочетании с новым девятидюймовым вакуумным усилителем? Тоже неплохо! Мы ездили на машинах из пилотной партии — с опытной калибровкой «мозгов» антиблокировочной системы. Однако и на «пилотном» автомобиле система вступает в дело своевременно. Расстроила лишь стоящая «колом» педаль тормоза, которая не позволяет с непривычки точно дозировать усилие.

В остальном, если говорить о «дорожных» ощущениях, Приора-хэтчбек мало чем отличается от Приоры-седана (см. АР №8, 2007). Тяги 98-сильного двигателя вполне хватает даже для напористой езды по горным дорогам, на прямой машина ведет себя спокойно, повороты проходит более-менее уверенно. Но главное — энергоемкая, всепрощающая подвеска: даже на разбитых горных трассах Крыма можно обходиться без слалома. То, что нужно для наших дорог! Снабдить бы еще оснащенный электроусилителем рулевой механизм более «короткой» рейкой, чтобы не наматываться на руль на каждом изгибе горного серпантина, — и было бы совсем славно.

Изначально завод выпускал Приоры с кузовами так называемой промежуточной Фазы I, силовая структура которых практически не отличалась от «десяточных». Но с февраля постепенно началось освоение усиленных кузовов — например, измененные панели пола внедрены с 16 июня. А завершить переход на Фазу II заводчане обещают в августе, когда с конвейера будет снят хэтчбек ВАЗ-2112. Это означает, что все Приоры вне зависимости от уровня оснащения будут иметь усиленные средние стойки кузова, двери, щит моторного отсека и днище. Плюс штатная подушка безопасности водителя (вторая подушка — за доплату), преднатяжители ремней безопасности с ограничителем усилия, травмобезопасная обивка передней панели. И пусть Приора, вопреки надеждам конструкторов, все же не дотягивает до четырех «звезд» в рейтинге EuroNCAP, зато твердые три «звезды» должны быть точно (АР №15, 2007). Может, пора уже сравнивать Приору с иномарками?

Сравнивать, конечно, пора. Да вот сравнение это (если, конечно, среди конкурентов будут не только «китайцы»), скорее всего, лишь подчеркнет несколько слабых мест Приоры. И виной тому — укоренившаяся привычка вазовцев доводить машину «до ума» по ходу серийного производства. Например, на двери багажника нет внутренней ручки, хотя посадочное место для нее предусмотрено — копеечная деталь появится на машинах ближе к осени. По-прежнему невнятно работает механизм переключения передач, все так же велики вибрации при работе мотора на высоких оборотах…

Главный конструктор Приоры Валерий Козенков об этом знает, но разводит руками:

— Мы провели модернизацию механизма переключения передач, но потеряли немало времени — заплутали в поисках оптимального решения: удачные с точки зрения эргономики схемы были не столь эффективными в борьбе с вибрациями, и наоборот. Хотели оснащать Приору измененным механизмом уже с июля, но получится не раньше сентября. Сейчас работаем над подвеской силового агрегата, чтобы снизить передаваемые на кузов вибрации — особенно на высоких оборотах и под нагрузкой. Но я пока не могу сказать, когда новые опоры пойдут в серию.

Плафоны подсветки в дверях — один из признаков машин в дорогих комплектациях. Жаль, кармашки в дверях слишком маленькие: стандартная пластиковая бутылка емкостью 0,33 л входит сюда только если ее смять Одна из проблем Приоры — неудачный механизм переключения передач, полученный в наследство от «десятки». Главный конструктор Валерий Козенков обещает, что в сентябре будет освоен новый механизм, который порадует более четкими переключениями и низким уровнем вибраций
Формованная полка багажника сделана из качественного материала, но лишена привычных для хэтчбеков шнуров, которые поднимают полку при открывании задней двери
Складывать заднее сиденье неудобно: к маленьким «дергалкам» нужно прикладывать неимоверные усилия. Конструкторы обещают исправить и этот недостаток

Но кое-что уже не переделать. Например, стекла в передних дверях опускаются не до конца — «на улице» остается пара сантиметров. Это связано с измененными средними стойками кузова и каркасом самих дверей. Капот лишился газовых упоров, которые неплохо работали на «десятке»: теперь нужно по-старинке искать подпорку. Карманы в передних дверях настолько узкие, что даже стройная пластиковая бутылочка емкостью 0,33 л поместится там только смятой. В расположенный под потолком очечник мои небольшие солнцезащитные очки не помещаются…

Что дальше?

Идея использовать для хранения мелких вещей боковые подпольные ниши — хороша. Но эти «нычки» лишены обивки, а прикрываюший их мягкий коврик оказался слишком хлипким: поставь сверху на коврик литровую банку с вареньем — и она провалится в нишу Привычный моторный отсек отличается лишь иной прокладкой патрубков системы охлаждения и новым радиатором с двумя вентиляторами. Кстати, Приора — первый отечественный серийный автомобиль с мультиплексной проводкой, которая позволила сократить количество проводов и должна повысить надежность работы электросистем

Хэтчбеки на базе «десятого» семейства Лада-2112 до сентября будут выпускать параллельно с Приорой. А универсал Лада-2111 уйдет с конвейера в январе-феврале — когда в производство запустят Приору-универсал. Чуть позже появится «подогретая» версия Приоры (по аналогии с Калиной Спорт). Ожидается и хэтчбек-трехдверка, но такие Приоры будут собирать «на коленке», по обходной технологии. Кроме того, планируется выпустить и Приору с «автоматом». Что это будет за коробка, вазовцы пока не говорят.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Lada Priora
Тип кузова пятидверный хэтчбек
Размеры, мм  
длина 4210
ширина 1680
высота 1420
база 2492
колея передняя/задняя 1410/1380
клиренс 165
Число мест 5
Объем багажника, л 400
Снаряженная масса, кг 1088
Полная масса, кг 1563
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1596
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с./кВт/мин 98/72/5600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 145/4000
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Шины Кама Euro-236 185/65 R14
Максимальная скорость, км/ч 183
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,5
Средний расход топлива, л/100 км 7,2
Емкость топливного бака, л 43
Топливо бензин АИ-95


Главный недостаток передних сидений — ограниченный диапазон продольной регулировки. Водитель ростом 185 см сидит с сильно согнутыми ногами, причем колени едва не упираются в переднюю панель


Откуда холод?

На автомобили семейства Лада Приора устанавливаются климатические системы двух марок. Разработкой одной из них занималась фирма Panasonic Taiwan Co. Ltd.; другая система — южнокорейской фирмы Halla Climate Control Corp.

Обе системы включают в себя оригинальные (специально разработанные для применения на автомобилях семейства Приора) компоненты:

— холодильную машину (компрессор с кронштейном, конденсатор, ресивер и входящий в конструкцию отопителя испаритель);

— отопитель (корпус с заслонками, электровентилятор, дополнительный резистор, мотор-редуктор привода заслонок, узлы электровакуумного привода заслонок управления рециркуляцией, радиатор со шлангами, новый фильтрующий элемент, уплотнители, провода);

— систему управления (контроллер, датчик температуры воздуха в салоне, датчик наружной температуры, датчик температуры воздуха за испарителем, датчик давления, терморегулирующий вентиль);

— модуль системы охлаждения (радиатор, электровентиляторы, кожухи и шланги).

Климатические системы во многом схожи: в них используется холодильная машина компрессорного типа. Привод компрессора — ременный, от шкива коленвала двигателя.

Хладагент — озонобезопасный R-134A. Блок отопления, вентиляции и кондиционирования со встроенным испарителем крепится к кузову на те же места, что и элементы штатного отопителя. При этом сохраняются все каналы вентиляции и отопления в передней панели (как в базовом автомобиле).

В связи с дополнительной тепловой нагрузкой применяется более эффективный паяный алюминиевый радиатор с малошумными вентиляторами.

Основные отличия климатических систем
Отличия Panasonic Halla
Компрессор Лопастной, роторный, рабочий объем — 120 см3 Аксиальный, пятипоршневой, с наклонной шайбой, рабочий объем — 160 см3
Способ установки конденсатора Конденсатор с ресивером и дополнительным вентилятором крепится непосредственно к кузову Конденсатор с ресивером и два спаренных электровентилятора установлены на радиаторе системы охлаждения
Объем заправки 450 г 550 г
Распределитель воздуха в салоне штатный оригинальный, с мотор-редуктором
Поставщик системы Московское представительство фирмы Toyota Tsusho Corp. ЗАО Вазинтерсервис (Тольятти)
Производство Весь комплект производится за рубежом Пластиковые детали, входящие в состав отопителя, а также шланги систем отопления и охлаждения выпускаются в России

Схема системы безопасности Приоры в исполнении «люкс»

Все Приоры — начиная с базового уровня комплектации Стандарт — оснащаются водительской подушкой безопасности. Машины в комплектации Норма отличаются лишь наличием «комфортных» опций (зеркало в солнцезащитном козырьке пассажира, подлокотник между передними сиденьями, освещение перчаточного ящика и др.). А вот на Приорах в исполнении Люкс — две подушки безопасности, а также передние ремни безопасности с пиротехническими преднатяжителями

С августа этого года все Приоры должны выпускаться с усиленными кузовами (так называемая Фаза II). Они отличаются от «промежуточных» кузовов (Фаза I) новыми элементами моторного щита, образующими жесткую коробчатую структуру, дополнительным усилителем крыши, наклонными брусьями безопасности в дверях, десятью усилителями днища и высокопрочным «двойным полом»

Источник: АвтоРЕВЮ