Россия (1967)
Общая информация
«ВАЗ» (Волжский автомобильный завод) - российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки «Жигули», «Лада» и «Нива» (повышенной проходимости).Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).
История корпорации
Строительство завода началось в 1967 году. Совет Министров СССР назначил зам. министра автомобильной промышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а главным конструктором ВАЗа - В.С.Соловьева. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомобилей в год, вступила в строй в 1971 году. За основу при выпуске малолитражного «ВАЗ-2101» был взят «Фиат-124». Мощность 4-цилиндрового двигателя составляла 60 л. с., максимальная скорость - 140 км/ч. «Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить «ненасытный» советский рынок. Но конструкторы и заводские инженеры и механики в дальнейшем столкнулись с массой проблем, которые помешали эффективно решать поставленные задачи. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека. С каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно росла. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар «ВАЗа» отнюдь не залеживался (в конце 70-х годов появились «Жигули» с кузовом «универсал»).
В 1977 году появилась новая полноприводная модель «Нива» - ВАЗ-2121.
Тем не менее, процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в 80-е годы экспортного варианта «Лада» никогда не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели («шестерка» выпускается до сих пор, ее постепенное замещение «десяткой» началось в 1997 году).
ВАЗ-2102 - 5-дверный классический универсал первого семейства, с задней дверью, открывавшейся вверх, выпускался в 1972-1986 годах. В свое время он заслуженно получил славу «лучшего друга» советского дачника, которая со временем перешла на его преемника в лице ВАЗ-2104.
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию «Жигулей» - ВАЗ-2103, которая многими воспринималась как совершенно новая, более мощная и комфортабельная модель. Естественно, для большинства населения - более престижная и дорогая. Это была лишь модификация «Люкс», полностью соответствующая FIAT 124 Speciale 1968 года, конструкцию которой переработали аналогично тому, как базовый FIAT 124 превратился в ВАЗ-2101. Освоение ее производства предусматривалось соглашением с концерном FIAT.
В 1976 году на заводе в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106, которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из RAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
Вездеход «Нива» (ВАЗ 2121/2123/21213/2131) произвел сенсацию на мировом рынке в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Тогда этот автомобиль испытывал трудности со сбытом на отечественном рынке. И это при вечном дефиците легковых автомобилей в бывшем Союзе. В 1980 году автомобилю ВАЗ-2121 присуждена золотая медаль 53-й Международной ярмарки в Познани.
Как некогда «шестерка»- считалась престижнее, чем ВАЗ-2103, так и ВАЗ-2107(«семерка»), выпускаемая с 1982 года, по сравнению с «пятеркой» была эксклюзивом в себе.
Представшая публике в конце 1984 года клиновидная «Самара» с 3-дверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Модель ВАЗ-2108 Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей.
В 1987 года коллектив ВАЗа удостоен приза «Золотой Меркурий» за большой вклад в развитие производства и международного сотрудничества. Эта престижная награда присуждена ВАЗу в третий раз.
В отличие от своей соплеменницы «восьмерки» ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara, который начали продавать с 1987 года, рассматривается как более «солидная» машина для семейного человека - сказывается наличие пяти дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Модель ВАЗ-21099 Спутник/Samara Forma это, в сущности, «девятка» с 4-хдверным кузовом седан.
В 1989 году внешнеторговому объединению «АвтоЛада» присужден международный приз совета торговых руководителей «Трейд Лидерз Клаб» за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной экономики африканских стран.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство.
Микролитражная ВАЗ-11113 «Ока» более остается самым дешевым отечественным легковым автомобилем. В свое время ее прочили на роль народного автомобиля и определяли местом ее производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге. В середине 1990-х годов сборка «Оки» была окончательно передана на заводы СеАЗ (который вошел в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.
На Парижском автосалоне в 1994 году впервые было представлено семейство «десятых» автомобилей - ВАЗ-2110. С 1998 года расширяется сборка 5-дверных ВАЗ-2111 - первых «вазовских» переднеприводных универсалов.
В 1995 году собран 16-миллионный автомобиль.
На инвестиционной выставке «Технологии из России», проходившей в Риме в 1996 году, ВАЗ представил роторно-поршневой двигатель для малой авиации. В СКП собран 250-й товарный автомобиль ВАЗ-2110.
В 1997 году на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей 2120, 2129, длиннобазной «Нивы» - 2329, 2131 и спортивной модели 21107.
В 1998 году с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями. В этом же году вышел автомобиль ВАЗ-2120 «Надежда» - полноприводный семиместный мини-вэн, отличительной особенностью которого является оригинальный кузов со сдвижной задней правой дверью.
В 2004 году с главного конвейера сошел в сборе первый экземпляр автомобиля ВАЗ-2113, трехдверног о хэтчбека. Начался серийный выпуск автомобилей десятого семейства в комплектации с 8-ми и 16-клапанными двигателями объемом 1,6 л. В этом же году компания ВАЗ представляет модель «Лада Калина».
В 2005 году началась реализация автомобилей Lada Kalina через официальную дилерскую сеть «АвтоВАЗа».
ВАЗ в Украине
В 1995 году с участием капитала ОАО «АвтоВаз» основано ЗАО «УкрАвтоВаз». В настоящее время компания хорошо известна на автомобильном рынке Украины и является основным поставщиком в Украине автомобилей LADA и оригинальных запасных частей к ним.В 2004 году на Запорожском автомобильном заводе совместно с Луцким автомобильным заводом начинается производство моделей «Самара 21093», «Самара 21099» из автокомплектов, поставляемых из Тольятти.