Lada Kalina. С севера на юг
11 августа 2008
Lada Kalina. Цена: от 290 700 руб. В продаже: с января 2008 года
Два приглашения на участие в тестах пришли в редакцию почти одновременно. В первом случае предлагалось «прохватить» по трассе классического ралли, во втором — отправиться в ралли-рейд. Оба приглашения исходили от ОАО «АвтоВАЗ»
Перелет из Москвы в столицу Казахстана Астану, короткий брифинг, формирование экипажей — и в путь. Впереди 1200 километров, и на столь протяженном маршруте важна не только коммуникабельность экипажа, но и элементарное удобство. Первое наблюдение. В качестве пассажиров с нами отправились мой давний приятель, журналист из «Автоспорта» Гриша Голышев и главный конструктор проекта Василий Батищев. С ростом у них все в порядке, но на заднем сиденье они разместились вполне комфортно. Вещи всей нашей четверки, включая бокс с сухим пайком, без труда разместились в багажнике, несмотря на то, что размеры его невелики — всего 350 литров. Зато при сложенных задних сиденьях объем сразу увеличивается на 300 литров. Уложив поклажу, я в два приема закрыл заднюю дверь (пока машина чистая, не страшно). Одарив меня укоризненным взглядом, Василий снова открыл багажник, и с ловкостью мангуста, поражающего кобру, захлопнул дверь од- ним движением. Я попытался этот трюк повторить, но успеха не имел. Ладно, за два дня научусь…
Посадку и высадку облегчают широкие дверные проемы и большой угол открывания дверей. Удобно и за рулем: достаточные диапазоны регулировок рулевой колонки и сидений, причем регулировочные рукоятки последних перенесены на внутреннюю сторону. Так как протяженность первого дня ралли-рейда превышала 700 км, я с особенным интересом отнесся к климатической системе: перепады температур в дневное и вечернее время в Казахстане весьма внушительны. Забегая вперед, отмечу, что нареканий к работе системы не было: датчик температуры воздуха в салоне позволяет с достаточной точностью поддерживать установленный режим, система заслонок отопителя снабжена электрическим приводом. Стоит добавить, что на тест были предоставлены автомобили в комплектации «люкс», снабженные, кроме уже упомянутой климатической системы, двумя подушками безопасности, электрическими стеклоподъемниками всех дверей, электрорегулировкой и обогревом наружных зеркал, антиблокировочной системой тормозов, противотуманными фарами, обогревом передних сидений…
Работу АБС я проверил еще в Астане: о драконовских размерах штрафов в Казахстане предупреждала отдельная глава в дорожной книге. Пункт, запрещающий проезд перекрестка на желтый сигнал светофора, тут же заставил «протестировать» тормоза. Претензий ни у меня, ни у работника местного ГИБДД, наблюдавшего за «тестом», не было. Кстати, все машины с кузовом универсал, независимо от комплектации, оснащаются 14-дюймовыми колесами и тормозными дисками такого же размера. Пейзажи за окном автомобиля прекрасно иллюстрировали цифры справочника. Население столицы едва перевалило за 600 тысяч, но сегодня Астана активно застраивается. В архитектуре европейский стиль гармонично уживается с национальным колоритом. Но вот кончается пригородная зона, и прямая как стрела дорога уходит в степь. Мое предположение о бездорожье оказывается несостоятельным: качество покрытия очень приличное. А возможности автомобиля явно выходят за рамки местных ограничений скорости. Бог с ними, со штрафами… Машина хорошо держит дорогу, руль, легкий в маневрировании при парковках, на скорости приобретает упругость — к работе электроусилителя претензий нет. Понравилась и подвеска: хороша на неровностях, крены в поворотах небольшие. «Подвеска — это, пожалуй, то единственное, что отличает 17ю модель от предыдущих, — комментирует Василий Батищев. — Масса универсала на 30 кг больше, чем у седана и хетчбэка, поэтому в конструкции передней подвески мы применили более жесткие пружины».
Едва отъехав от столицы, вспомнил еще несколько цифр: территория Казахстана — 2724900 км2, а плотность населения — 5,5 (как в сказке про Страну невыученных уроков) человека на квадратный километр. Позади ощетинившаяся трубами металлургического комбината Караганда, последний крупный оплот цивилизации. Шоссе становится фарватером в безлюдном степном океане, а отсутствие ориентиров быстро притупляет ощущение скорости. Редкие стада овец и коров воспринимаешь почти как мираж: вокруг нет ни жилья, ни воды. По указанию штурманов и «наводке» GPS-навигаторов собираемся для рандеву на обязательных спецучастках и вновь отправляемся в свободный полет по нескончаемой ленте шассе. А так как в окружающем пространстве взгляду зацепиться не за что, невольно погружаешься в мир внутренний, ограниченный салоном автомобиля. Явный диссонанс в гармонию вносят поскрипывание пластика приборной панели и вибрация рычага переключения передач. В любом другом случае я убил бы время размышлением над причинами этих явлений, но было бы глупо не воспользоваться присутствием в экипаже главного конструктора. «Отметил правильно, но в ближайшее время эти дефекты будут устранены, — поясняет Батищев. — Во-первых, уже близка к завершению программа оптимизации внутреннего шума. Во-вторых, мы модернизируем привод, являющийся источником вибрации. Для этого будет применен тильгер — элемент с дополнительной массой, изменяющий частоту вибрации». Все понятно: проблема известна и она «лечится».
Изредка на обочине шоссе попадаются творения рук человеческих — статуи представителей фауны, ставших символами степного края: орел, мчащийся скакун… А еще обелиски с венками. Похоже, на этой почти пустой дороге водители попросту засыпают. Вот опять скульптурная композиция. Женщина… Голая… И даже без весла… Неужели и я засыпаю? Нет, напарник тоже подтверждает, что видел этот шедевр малых архитектурных форм.
Позади почти 700 километров, и графика на экране GPS-навига- тора подтверждает, что близок финиш первого дня — мы движемся вдоль озера Балхаш. Здесь организаторы постарались на славу, соорудив настоящий ралли-рейдовый бивуак. Только вместо традиционных палаток и шатра кулинарного мастера Жоржа Груана нас ожидал ночлег в настоящих юртах кочевников и чудеса национальной кухни. Ну где удастся попробовать настоящие кумыс и верблюжье молоко? А еще было потрясающее ночное небо Казахстана — такой россыпи звезд я никогда не видел!
Завтрак, утренняя фотосессия на берегу озера и снова в путь. Степь сменяется полупустыней, по которой ветер гоняет шары перекати-поля. Животный мир этого климатического пояса с гордостью представляет стадо верблюдов. «Второй день вместе, а серьезной критики в адрес автомобиля я так и не услышал», — сетует Батищев. Ну, за нами не заржавеет! Вот, к примеру, передние боковые стекла не полностью опускаются. И нужна ли звуковая сигнализация в салоне при включении задней передачи? «Что касается стекол, то проблема в их больших размерах — это сделано в угоду лучшей обзорности, — терпеливо объясняет Василий. — А звуковая сигнализация, с моей точки зрения, вещь не лишняя. Кстати, здесь звуковыми сигналами в экстренных случаях дублируются и показания приборов — например, при повышении температуры охлаждающей жидкости».
Заключительные спецучастки, включающие в себя гонку по дну высохшего озера и упражнения в навигации, а за окнами автомобиля вновь смена ландшафта: в обрамлении шоссе появляются зеленые деревья. Мы приближаемся к Алма-Ате, финишу ралли-рейда. Все 12 автомобилей преодолели маршрут без технических проблем. В отеле нас ждут душ и ужин, а организаторам предстоит подготовить машины к очередному испытанию. Уже завтра вторая группа журналистов отправится по маршруту Алма-Ата — Астана протяженностью 1200 километров.
О моторах
Главный конструктор проекта Василий Батищев:
— В комплектации два варианта двигателя: 16-клапанный объемом 1,4 литра и 8-клапанный объемом 1,6 литра. Предвижу вопросы о конструкции последнего: 1600-кубовым 16-клапанным мотором мы сейчас оснащаем модель Priora. Это, в первую очередь, связано с тем, что заводские мощности по производству именно этих моторов ограничены. В то же время есть планы модернизации 8-клапанного мотора, и его характеристики обещают быть лучше, чем у 16клапанного объемом 1,4 литра.
Вождение
С этим пунктом рейтинга проблем не было. То, как ведет себя автомобиль и на шоссе, и на проселке, понравилось.
Салон
Здесь также нет претензий. Салон достаточно гармоничен, органы управления с хорошей эргономикой.
Комфорт
Пожалуй, дискомфорт вызывали лишь вибрация рычага КП и скрип пластика.
Безопасность
На испытаниях — честные «три звезды». Соответствие действующим нормам пассивной безопасности ЕЭК ООН.
Цена
Разумная: от 240809 до 290700 рублей в максимальной комплектации.
Достоинства и недостатки
+ Многофункционален как в городе, так и на загородных дорогах. Удобен для перевозки длинномеров.
- Необходимы доработки, повышающие комфорт, особенно при дальних поездках.
Технические характеристики
Марка и модель - Lada Kalina универсал
Габариты - 4040x1700x1500 мм
Двигатель - бензиновый, 1400см3, 90 л.с./5250 мин-1
Трансмиссия - механическая, 5-ступенчатая
Динамика - 165 км/ч; 12,2 с до 100 км/ч
Конкуренты - С кузовом универсал, пожалуй, и нет...
Наше мнение
Главным козырем универсала LADA Kalina стоит считать соотношение «цена–качество». по этой же причине мы не нашли конкурентов с кузовом универсал в данной ценовой категории. на всем протяжении 1200километрового маршрута не было никакого дискомфорта ни за рулем, ни на пассажирском сиденье.
© 5 колесо
Источник: 5koleso
2008 Lada Kalina
© Фото: Станислав Шустицкий, 5 колесо