15 октября 2007 •

Валерий АРУТИН | Фото автора и ОАО АвтоВАЗ

Мы очень хотели включить в наш тест с китайским хэтчбеком FAW Vita еще и вазовскую Калину с новым мотором объемом 1,4 л, АБС и двумя подушками безопасности. Ведь все это богатство скоро будут устанавливать на Калины Люкс — да еще и кондиционер впридачу! Но для знакомства с новыми Калинами нам пришлось отправиться в Карелию.

Это в сытой и суматошной Москве иномарки давно заполонили улицы. А в тысяче километров от столицы Renault Logan или Chery Amulet — почти экзотика. Потому карельские водители смотрят на хэтчбеки и седаны нового для Калины темно-синего цвета с интересом. А местный дилер АвтоВАЗа — с надеждой. Спрос на остальные модели марки либо давно стабилизировался, либо, как в случае со старой Нивой или Приорой, принудительно ограничен «сверху» (на Приору в Петрозаводске «пишутся» в очередь!). Калина же обеспечивает дилерам пусть небольшой, но рост продаж — особенно Калина в новых версиях.

Главная новинка — 16-клапанный двигатель объемом 1,4 литра, который пошел в серию в середине лета. Основное его отличие от «десяточных» вазовских моторов — шатунно-поршневая группа фирмы Federal Mogul. По сравнению с теми же деталями 1600-кубового «шестнадцатиклапанника» (он ставится на машины «десятого» семейства) она легче на 40%. Легкие поршни, более длинные шатуны, стальные прокладки головки блока и впускного коллектора — 1400-кубовый двигатель должен стать жестче, надежнее и экономичнее благодаря снижению механических потерь. А привод распредвалов и водяного насоса разработан в сотрудничестве с фирмой Gates — новый ремень натягивается автоматически, а его заявленный ресурс достигает 200 тысяч километров!

Обивка сидений и дверных панелей на «люксовых» Калинах велюровая, а место полочки на передней панели заняла подушка безопасности пассажира. В 2008 году на топ-версию машины будут ставить кондиционер Василий Батищев, главный конструктор проекта ­Калина: «Мотор 1.4 мощнее, экономичнее и надежнее старого» 14-дюймовые литые колеса массивны на вид.
Болты закрыты от грязи пластиковыми крышками

На бумаге преимущества 1400-кубовой Калины неоспоримы: новый мотор ­на  9 л.с. мощнее «восьмиклапанника» объе­мом 1,6 л, а средний расход топлива на 1,1 л/100 км ниже. Вдобавок мотор 1.4 изначально соответствует нормам Евро-3 и легче, чем старый, адаптируется под Евро-4.

А на деле?

Первое, что ощущаешь, — мотор 1.4 работает тише, особенно на высоких оборотах. Кроме того, у него явно высокооборотный характер. А крутить старый «восьмиклапанник» выше 5000 об/мин бесполезно — темп разгона падает.

Зато 1600-кубовый двигатель более тяговит — этого у него не отнимешь. Новому моторчику, как ни колдовали вазовцы с формой камеры сгорания и фазами газораспределения, на оборотах ниже средних крутящего момента не хватает. Так что водителю Калины 1.4 придется чаще обращаться к рычагу коробки. И если в городе это не создает затруднений, то на трассе нужно внимательно следить за стрелкой тахометра и перед обгонами или крутыми подъемами не лениться перейти на одну, а то и на две передачи вниз.

Этому силовому агрегату трансмиссию бы «покороче»...

— Сейчас на все Калины устанавливаются одинаковые коробки передач, — объясняет главный конструктор машины Василий Батищев. — Но уже весной мы планируем в паре с мотором 1.4 ставить главную передачу 3,9 вместо нынешней 3,7…

У мотора ВАЗ-11194 1.4 (на фото слева) максимальный крутящий момент на 10 Нм выше, чем у 1,6-литрового «восьмиклапанника» (справа). Но тот за счет дополнительных 200 «кубиков» лучше тянет «снизу»

Правда, «укороченная» трансмиссия хоть и прибавит резвости, но «съест» часть выигрыша в экономичности.

Впрочем, покупатели Калины имеют выбор — из всех 130 тысяч Калин, запланированных к выпуску на следующий год, только 60 тысяч машин, причем в дорогих версиях, будут оснащены новым 1400-кубовым двигателем. А остальные — старым восьмиклапанным мотором объемом 1,6 л. Более шумным, вибронагруженным и прожорливым, но при этом и более тяговитым.

Кстати, для любителей ездить побыстрее в недрах вазовского НТЦ уже готовится Калина Спорт с 1600-кубовым 16-клапанным мотором от Приоры, более мощными передними тормозами и дисковыми задними механизмами, «короткой» рулевой рейкой (3,1 оборота руля от упора до упора), иными настройками подвески и оспортивленной внешностью. Кому мало этого — ждите экстремальную ­Калину R2…

А еще Калина стала вторым серийным российским легковым автомобилем с антиблокировочной системой! Первым был УАЗ Патриот.

Четырехканальную АБС фирмы Bosch (из Германии поставляются колесные датчики и основной блок) планируется ставить примерно на половину всех Калин независимо от типа двигателя. Под установку датчиков доработаны поворотные кулаки передних колес, а сзади — тормозные щиты и колодки. Механический регулятор тормозных сил, пресловутый «колдун», из системы убран — его функции исполняет АБС.

Адаптировать подушки безопасности к Калине вазовцам помогали инженеры концерна Autoliv Основной блок АБС установлен за левой фарой  

Калина с АБС удивила тугой педалью: чтобы на сухом асфальте продавить ее до срабатывания АБС, нужно приложить немалое усилие. Зато электроника вмешивается довольно поздно, позволяя шинам работать на самой грани сцепных свойств. Даже при торможении на неоднородном покрытии Калина теперь сохраняет прямолинейное движение. Но дело портит мягкая подвеска. При резком торможении автомобиль сильно клюет носом, а если асфальт неровный, колеса начинают терять контакт с дорогой, и уровень замедления падает. И объехать препятствие в торможении (что, собственно, и есть главное достоинство АБС) тяжело — и без того низкая чувствительность рулевого управления Калины в этот момент становится совсем «никакой».

Другое новшество — две подушки безопасности и ремни с преднатяжителями и ограничителями усилия. В такой комплектации Калины с конца прошлого года поставлялись на экспорт, а теперь доступны и в России. Подушки и ремни делают в Эстонии, на предприя­тии Norma, которое в свое время обеспечивало ремнями безопасности весь советский автопром, а теперь входит в концерн Autoliv. Кстати, для Калины уже разрабатываются боковые подушки. А на 2009 год запланирован рестайлинг, главная цель которого — улучшить защиту пешеходов при наездах. Для этого Калине изменят капот, фары, решетку радиатора и передние крылья. Чуть позже под новый дизайн передка подретушируют и заднюю часть автомобиля...

А более близкие перспективы — новые варианты оснащения. Помимо бюджетного Стандарта (без усилителя руля) и привычной Нормы уже начат выпуск версии Норма+ (или Полулюкс, как ее называют продавцы) — с литыми дисками, молдингами на боковинах, черными стойками дверей, двумя подушками безопасности и «бархатной» обивкой салона. Рекомендованные цены — 262 тысячи рублей за седан и 265745 рублей за хэтчбек. Машины с мотором 1.4 на 5671 рубль дороже. На подходе Калина Люкс, на которую будут ставить еще и АБС, противотуманные фары, электростеклоподъемники задних дверей, подо­грев передних сидений, зеркала с электрорегулировками и кондиционер.


Версию Норма+ (или Полулюкс) можно узнать по литым колесам, молдингам и зачерненным стойкам крыши. Калина Люкс появится позже — первые машины должны сойти с конвейера в ноябре

Вот такой «Калинов мост», переброшенный из старых вазовских времен в новые. Несколько моторов на выбор, современные опции в виде АБС, кондиционера, подушек безопасности… Все как у конкурентов. В том числе и цены. Оправданы ли они? Посмотрим: сравнительные тесты не за горами.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Лада Калина  
Модификация 1.4 16V 1.6 8V
Тип кузова седан (хэтчбек) седан (хэтчбек)
Число мест 5 5
Размеры, мм длина 4040 (3850) 4040 (3850)
ширина 1700 1700
высота 1500 1500
колесная база 2470 2470
колея спереди/сзади 1430/1410 1430/1410
Объем багажника, л 400 (235) 400 (235)
Снаряженная масса, кг 1080 (1050) 1080 (1050)
Полная масса, кг 1555 (1525) 1555 (1525)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1390 1596
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 76,5/75,6 82,0/75,6
Степень сжатия 10,8:1 10,0:1
Число клапанов 16 8
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин 90/66/5600 81/59,5/5200
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 130/4000 120/4200—4800
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Передаточные числа I 3,63 3,63
II 1,95 1,95
III 1,36 1,36
IV 0,94 0,94
V 0,78 0,78
задний ход 3,50 3,50
главная передача 3,70 3,70
Привод на передние колеса на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные
Шины 175/70 R13, 175/65 R14, 185/60 R14  
Максимальная скорость, км/ч 162 167
Время разгона, 0–100 км/ч, с 13,3 12,5
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 6,7 7,8
Емкость топливного бака, л 50 50
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95

Источник: АвтоРЕВЮ