15 сентября 2006 •

Александр ДИВАКОВ, Сергей ЗНАЕМСКИЙ, Ярослав ЦЫПЛЕНКОВ, фото Степана ШУМАХЕРА

АвтоВАЗ держит обещания: пятидверная Калина, как и планировалось, встала на конвейер в июле этого года. Она на 190 мм короче и на $140 дороже Калины с кузовом седан. Между тем за те же самые $9600 можно купить ВАЗ-2112 с восьмиклапанным мотором и в более богатом оснащении. Какой из ВАЗов выбрать любителю изделий российского автопрома — Калину-седан, Калину-хэтчбек или «двенадцатую»?

Пока Калина-хэтчбек, или ВАЗ-1119, как именует машину заводская спецификация, производит самое «цивилизованное» впечатление среди всех нынешних тольяттинских машин. Не красавица, но и не дурнушка. Куцый «хвостик» немного оживляют ладные вертикальные фонари — такое решение однозначно веселее унылой кормы седана. Но размашистое пожелание ВАЗу «стать законодателем в автостроении в мире», вписанное Михаилом Горбачевым в альбом будущего дизайнера «десяток» Владимира Ярцева в апреле 1986 года, так и осталось курьезом.

Кстати, в феврале дизайну машин десятого семейства исполнится ровно 20 лет. И ничего — пожилые «беременные антилопы» все еще актуальны! Во всяком случае, «двенадцатые» хэтчбеки остаются излюбленным объектом доморощенного тюнинга — с глухо затонированными стеклами, огромными спойлерами, антикрыльями и жерлом «прямоточного» глушителя. Но если судить по внешности, то рейтинг мы бы выстроили так: Калина-хэтчбек, «двенадцатая» — и Калина-седан в арьергарде.

У рычага Калины умеренные хода и неплохая четкость. Включение задней передачи блокируется удобным кольцом
ВАЗ-2112: рычаг длинноходен, а для включения заднего хода его нужно утопить
С биодизайном Калина опоздала, качество пластика плохое. Зато эргономика не хуже, чем у некоторых иномарок
Интерьер машин десятого семейства — неудобная посадка, мрачные тона, простые линии... Привет из восьмидесятых Приборы Калин смотрятся симпатично, особенно ночью. Но днем мелкие цифры не разобрать
«Десяточная» комбинация проще, зато лучше читается в любое время суток

Кстати, раньше мы относили Калину к классу В, а «десятки» — к старшему классу С. Да, ВАЗ-2112 на 130 мм длиннее Калины-седана и на 320 мм длиннее Калины-хэтчбека, но до нынешнего выросшего гольф-класса «двенадцатая» уже не дотягивает. Решающий аргумент — колесная база, которая всего на 22 мм больше, чем у Калины. Так что добро пожаловать в класс В!

Разница в длине влияет только на объем багажника: у «двенадцатой» он составляет 400 л, а у Калины-хэтчбека — 260 л.

Кургузый хэтчбек Калина ВАЗ-1119 сзади смотрится все-таки веселее седана
Три ручки — нормальное решение. Но почему увеличивать температуру печки нужно поворотом против часовой стрелки?
Климатический блок «десяток» — шедевр инженерной мысли. Режима рециркуляции нет, зато ручки вращаются легко

Впрочем, пользоваться самым просторным багажником «двенадцатой» наименее удобно. Пятая дверь поднимается тяжело, складывать задний диван для перевозки габаритных грузов не менее трудно: фиксаторы тугие и неудобные, подголовники тоже снять непросто. Багажники Калин открываются гораздо легче, а спинка и подушка складываются без труда. В плане трансформации хэтчбек, естественно, практичнее седана, а на внутренней части пятой двери у пятидверной Калины даже есть ручка для захлопывания! Жаль, что закрыть дверь багажника удается только с третьей попытки — замок не отрегулирован. Да и открыть дварь, кстати, тоже получается не сразу — кнопку часто заклинивает.

«Двенадцатая» длиннее Калины-хэтчбека на 320 мм за счет свесов. Антикрыло улучшает аэродинамические качества, но здорово портит обзорность
Кресла Калины слишком мягкие, поэтому валики боковой поддержки не работают как надо
Сиденья «двенадцатой» лучше фиксируют тело, но спинка излишне давит на плечи

Интерьеры Калин одинаковы: симпатичный биодизайн родом из 90-х годов, неплохая эргономика и резкий пластиковый запах. Высокая посадка, огромный диапазон продольной регулировки кресел, приятный руль, понятные приборы, хорошая обзорность — водителю здесь довольно удобно. Но качество… У одной из Калин уродливо перекошена крышка «бардачка», у другой рукоятки микроклимата вращаются с таким усилием, что впору браться за пассатижи. А усилием, которое требуется, чтобы отрегулировать рулевую колонку, можно изменить наклон и нерегулируемого руля.

«Бардачок» у Калин совсем невелик… …а в перчаточный ящик ВАЗ-2112 помещаются документы формата A4

Впрочем, Калина почти расцветает в сравнении с «двенадцатой». Вот где устаревшая архитектура, мрачный пластик и никудышное качество! Эргономика — шаг назад: высокий водитель вынужден постоянно сидеть с согнутой левой ногой и сильно отклонять спинку сиденья, чтобы вытянуть хотя бы руки. Дополняют картину большой, тонкий и скользкий обод руля, сделанного из разномастного пластика, и ограниченная обзорность — посадка в «двенадцатой» низкая, оконная линия высокая, а вид через заднее стекло перекрывают спойлер и подголовники пассажирского дивана.

Словом, выбор рослого водителя — Калина и только Калина!

А каков выбор пассажиров?

Вдвоем удобнее сидеть в «двенадцатой» — запас места для ног тут побольше, чему способствует и ограниченная свобода регулировки передних кресел. Но для посадки втроем предпочтительнее уже Калина: диван тут поуже, чем в машинах «десятого» семейства, но стойки кузова не так «завалены» внутрь. В целом — паритет. Жаль только, что у Калин в нынешней единственной комплектации вообще нет задних подголовников — это вопрос не только комфорта, но и безопасности!

Вазовская схема трансформации: подушка откидывается вперед, спинка складывается. Ее фиксаторы работают четче в Калинах
На мягком диване Калины сидишь выше, а стойки кузова не так завалены внутрь
Подушка дивана «двенадцатой» ниже, зато есть подголовники
Калина-хэтчбек: самый маленький багажник (260 л), зато пятой дверью оперировать удобно
Калина-седан: багажник подлиннее (380 л), но ограничен по высоте
ВАЗ-2112: самый просторный багажник (400 л)

Силовые агрегаты у всех трех машин одинаковы — восьмиклапанники объемом 1600 «кубиков» и пятиступенчатые коробки. Однако разница в динамике есть, причем между двумя Калинами. Седанчик ускоряется немного охотнее хэтчбека, его мотор чуть эластичнее на высших передачах. И максимальной скорости седан достигает на пятой передаче, а хэтчбек — на четвертой.

Между тем весят обе Калины примерно одинаково — хэтчбек лишь на 5 кг тяжелее седана…

Почему моторы у Калин разные? А просто так звезды сошлись на небе. Обычный для вазовских машин разброс качества.


Калина-седан ВАЗ-1118: вид сзади, мягко говоря, не вдохновляет

Еще одна проблема с качеством сборки — тугие «калиновые» педали газа, что в сочетании с нормальным усилием на педали сцепления вызывает проблемы при трогании. У «двенадцатой» с газом вроде бы порядок, но трогаться сложно и на ней: сцепление «схватывает» только в самом верху хода педали, будто диски уже совершенно изношены. Между тем все три машины — совершенно новенькие, из магазина.

Понятно, что сделает нормальный владелец вазовской техники, — сразу поедет к знакомому мастеру. Тот растянет пружинку привода газа, чтобы педаль была полегче, отрегулирует сцепление… А самые «продвинутые» гаражные мастера, возможно, возьмутся и за привод коробки — у нашей «двенадцатой» рычаг настолько длинноходен, что при включении «четных» передач он почти ложится между сиденьями.

В Калинах передачи переключаются четче и приятнее — рычагом не нужно «мешать» все пространство между панелью и креслами. Но тут другая беда — привод коробки тугой: особенно тяжело включаются первая и задняя передачи. Ничего, разработается! А вот пройдут ли со временем те хрусты и душераздирающие звоны, которые издает привод коробки Калины-хэтчбека на высоких оборотах мотора?

По характеру торможения машины похожи — в момент блокировки колес вся троица делает попытку уйти с прямолинейной траектории. Неприятен и большой свободный ход педалей. Но Калины все-таки лучше — тормозной привод у них чуть информативнее, чем у «двенадцатой».

Главное отличие по управляемости — наличие электроусилителя руля у Калин: под забавное жужжание баранка легко вращается даже на месте. А «двенадцатая» на каждой парковке заставляет наматываться на баранку.

Если превысить скорость в вираже, Калина-хэтчбек уходит в глухой снос передка. А вот седан в таких же условиях так и норовил сорваться в занос
ВАЗ-2112 удивил: в предельном повороте он ведет себя надежнее обеих Калин
Калина-седан на «лосином тесте»: быстрому маневру мешают глубокие заносы, а «ленивый» руль осложняет коррекцию

К сожалению, «короткие» реечные рулевые механизмы на Калинах все никак не появятся — руль совершает 4,2 оборота от упора до упора. Каменный век! Вкупе с электроусилителем это напрочь лишает баранку Калины информативности в околонулевой зоне — в городе с этим еще можно мириться, но с ростом скорости ситуация становится неприятной. Вести автомобиль по плавной дуге часто приходится «вслепую» — обратная связь возникает только при больших углах поворота руля.

По прямой обе Калины едут без рысканий, разве что при резких маневрах кренятся и запаздывают с реакциями. А в предельном повороте, несмотря на одинаковые шины, повели себя по-разному: хэтчбек уходит в глухой снос передних колес, а седан охотнее заныривает внутрь под сброс газа, стремясь уйти в занос. Чем вызвана разница? А бог его знает... — может быть, отличаются схождение и развал передних колес. Хотя, скорее всего, дело в пружинах или амортизаторах из разных партий — потому что по плавности хода пятидверка оказалась заметно лучше седана. Мелких неровностей Калина-хэтчбек почти не замечает, средние проходит упруго, приятно «скругляет» выбоины — и раскачкой при этом не утомляет. А седан «стелет» пожестче: швы и стыки он пересчитывает подробно, а седоков на коротких волнах слегка подбрасывает.

Но кто может поручиться, что все не окажется наоборот, попадись нам седан и хэтчбек из других партий?

Кстати, ВАЗ-2112 на фоне Калин не спасовал. По плавности хода наша «двенадцатая» оказалась похожа на Калину-седан (она пожестче), чувствительность рулевого управления тут повыше — в одном и том же вираже руль нужно поворачивать на меньший угол. Но весь обычный «букет» проблем никуда не делся: и недостаточная поворачиваемость, и «резиновые» отклики из-за податливости передка… Руль у этой «двенадцатой» хоть и «тяжелее», зато информативнее. Но обратная сторона медали — на баранку в поворотах, в отличие от Калин, по полной программе «приходят» дорожные вибрации.

Ну а по шумности вся троица друг друга стоит. Гул шин, рев моторов, вой трансмиссии и зуд пластиковых панелей… Беруши нам, беруши!

Что в итоге?

А итог-то нерадостный. После сравнения трех разных машин с разными недоделками так и тянет констатировать, что хрен редьки не слаще — слишком многое зависит от того, с какой степенью отклонения от конвейерных допусков собраны те или иные вазовские узлы, агрегаты и автомобили.

Хотя нет, неправда — хрен все-таки слаще редьки! В том смысле, что Калина с кузовом хэтчбек по сумме экспертных оценок в этом непростом тесте лидирует. Однако сдается нам, что выигрыш по плавности хода (равно как и преимущество седана по разгонной динамике) тоже объясняется пресловутым разбросом качества.

А в бесспорном активе у Калины с кузовом хэтчбек только то, что она симпатичнее и более приспособлена к перевозке габаритных грузов, нежели Калина-седан. И оснащена усилителем руля, в отличие от устаревшей «двенадцатой».

Пятидверную Калину будут брать хотя бы потому, что это самый доступный хэтчбек класса В — и Chevrolet Aveo, и тем более Hyundai Getz заметно дороже. Китайский Chery Amulet по цене сравним с вазовской продукцией, но он существенно крупнее и упорно прикидывается седаном.

Но для нас вывод очевиден: никаких Калин вне зависимости от типа кузова. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»…


Перспективы?

Как водится, АвтоВАЗ дорабатывает Калины уже на конвейере.

Во-первых, с середины сентября на Калины начнут устанавливать новые передние пружины — под них модернизированы защитные кожухи стоек передней подвески. Заводчане уверяют, что такие пружины позволят снизить боковые нагрузки на стойку, а плавность хода и управляемость должны улучшиться. Новые пружины делают методом холодной навивки из более прочного прута — они легче и долговечнее нынешних. Место не самого удачного махачкалинского электроусилителя руля осенью займет безредукторный агрегат калужской фирмы Автоэлектроника. Но рулевой механизм пока останется прежним — с «длинной» «рейкой». Внедрение «короткого» механизма, по словам вазовцев, пока упирается в новое технологическое оборудование.

С 20 августа в палитру добавился еще один цвет кузова — зеленовато-серый «металлик» «совиньон». Теперь Калины красят в пять различных цветов.


Безопасность

Какие из машин безопаснее при аварии — Калины или десятое семейство?

Мы проводили краш-тесты обоих седанов — и «десятки» (см. АР №6, 2002), и Калины (см. АР №20, 2005). Если судить по рейтингу, подсчитанному с помощью методики EuroNCAP, Калина намного опережает «десятку» — она набрала 5,6 балла из 16 возможных, в то время как ВАЗ-2110 с трудом получил 4 балла. Но на самом деле обе машины примерно одинаковы: при аварии они безопаснее Самар (уж не говоря про «классику»), но сильно уступают современным одноклассникам. Для сравнения: Renault Symbol на краш-тесте Авторевю заработал 11 баллов (см. АР №17, 2002), а Logan — 12 баллов (см. АР №18, 2005).

ВАЗ-2110 Лада Калина (5,6 балла из 16)

Кузова Калины и «десятки» неплохо держат смещенный фронтальный удар на скорости 64 км/ч — деформация почти не дошла до салона. Но архаичные ремни без натяжителей и ограничителей усилия повышают нагрузку на грудные клетки передних седоков — возможны переломы ребер. А отсутствие водительской подушки грозит травмами головы для водителя. Причем в Калине перегрузки головы манекена-водителя при ударе о «безопасный» руль были самыми высокими. Есть немалый риск повредить и колени водителя, которые ударяются о детали под панелью, — хотя интерьер Калины более травмобезопасен.

В итоге «десятка», а равно и «двенадцатая» имеют неплохие шансы сохранить жизнь пассажирам, но избежать травм им будет непросто.


Что почем?

АвтоВАЗ рекомендует продавать восьмиклапанные хэтчбеки ВАЗ-2112 в комплектации Норма по цене от 249847 руб. (примерно $9357), и официальные дилеры ее практически не завышают. Норма — это иммобилайзер, твидовый салон, центральный замок и передние электростеклоподъемники. Исполнение Люкс добавляет к этому списку велюровую обивку салона, маршрутный компьютер, литые 14-дюймовые диски, противотуманные фары, подогрев передних сидений. Рекомендованная цена — 256505 руб. (около $9606). Но часто машины в заводском исполнении можно приобрести только на заказ. Большинство же «салонных» автомобилей уже дооборудованы дилерами с соответствующим увеличением стоимости.

ВАЗ-21121 Лада Калина ВАЗ-11193 Лада Калина ВАЗ-11183

«Двенадцатые» с шестнадцатиклапанным двигателем (89 л.с.) дороже на 5275 руб., а «люксовые» — на целых 10095 руб.

Хэтчбеки с новой передней панелью от Приоры стоят примерно на 1000 руб. дороже, а с гидроусилителем ZF — на 11000 руб.

Калины продаются с единственным восьмиклапанным мотором и в единственной комплектации — Норма. В оснащение входят иммобилайзер, электроусилитель руля, сигнализация, тканевая обивка сидений, радиоподготовка, бортовой компьютер, центральный замок, передние электростеклоподъемники и подогрев передних сидений. Седан должен стоить 254286 руб. ($9523), хэтчбек дороже — 258031 руб. ($9664), но из-за высокого спроса многие дилеры поднимают цену еще на $300—400.

Гарантия на все автомобили ВАЗ — 2 года или 35000 км, но почти все дилеры предлагают расширить ее до 5 лет и 75000 км при условии обслуживания в их сервисах.


Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Оснащение Автомобили
  ВАЗ-1118 (седан) ВАЗ-1119 (хэтчбек) ВАЗ-2112
Базовая цена автомобиля, руб. 254286 258031 249847
Усилитель рулевого управления + +
Регулируемая рулевая колонка по высоте + + +
Электрообогрев передних сидений
Центральный замок (дистанционный) + + +*
Иммобилайзер + + +
Электропривод и обогрев наружных зеркал О
Электростеклоподъемники передние + + +
Маршрутный компьютер + +
Складывающееся по частям заднее сиденье + + +
Аудиосистема
Противотуманные фары
Полноразмерное запасное колесо + + +
Металлическая защита моторного отсека +
Легкосплавные колеса
Окраска «металлик» + + +
«Детская» блокировка задних дверей + + +
Задние подголовники +
Дистанционный замок багажника +
Подсветка замка зажигания +
Цена тестируемого автомобиля, руб. 254286 258031 258247
(+) Комплектация базовой версии
(–) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили
* Не дистанционный

Экспертные оценки Авторевю
Оцениваемые параметры Макс. балл Автомобили
    ВАЗ-1118 (седан) ВАЗ-1119 (хэтчбек) ВАЗ-2112
Дизайн 160 110 115 105
Внешность 80 50 55 55
Интерьер 80 60 60 50
Эргономика 160 130 130 110
Рабочее место водителя 80 60 60 50
Обзорность 80 70 70 60
Динамика 280 195 190 195
Разгонная динамика 90 65 60 60
Тормозная динамика 100 75 75 75
Управляемость 90 55 55 60
Ездовой комфорт 200 145 150 140
Плавность хода, виброзащита 80 65 70 65
Акустический комфорт 60 35 35 35
Микроклимат 60 45 45 40
Комфорт салона 200 140 140 150
Пассажирские места 70 45 45 45
Багажник 70 50 45 55
Трансформация салона 60 45 50 50
Суммарный балл 1000 720 725 700

Технические характеристики (данные производителя)
Параметры Автомобили
  Лада Калина ВАЗ-11183 Лада Калина ВАЗ-11193 ВАЗ-21121
Тип кузова седан хэтчбек хэтчбек
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 380 260 400
Снаряженная масса, кг 1080 1080 1040
Полная масса, кг 1555 1545 1495
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1596 1596 1596
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,0/75,6 82,0/75,6 82,0/75,6
Степень сжатия 10,0:1 10,0:1 10,0:1
Число клапанов 8 8 8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 81/59,5/5200 81/59,5/5200 80/59,0/5200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 120/2700 120/2700 120/2700
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Передаточные числа  
I 3,64 3,64 3,64
II 1,95 1,95 1,95
III 1,36 1,36 1,36
IV 0,94 0,94 0,94
V 0,78 0,78 0,78
задний ход 3,50 3,50 3,50
главная передача 3,70 3,70 3,70
Привод на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Шины 175/70 R13 175/70 R13 175/70 R13
Максимальная скорость, км/ч 170 170 170
Время разгона 0—100 км/ч, с 12,9 12,9 13,5
Расход топлива, л/100 км  
при скорости 90 км/ч 5,3 5,3 5,5
при скорости 120 км/ч 7,2 7,1 7,2
в городском цикле 9,8 9,8 10,0
Емкость топливного бака, л 50 50 43
Топливо АИ-95 АИ-95 АИ-95

 

Источник: АвтоРЕВЮ