Одного поля ягоды. ВАЗ-1118, 1119 или 2112?
15 сентября 2006
Александр ДИВАКОВ, Сергей ЗНАЕМСКИЙ, Ярослав ЦЫПЛЕНКОВ, фото Степана ШУМАХЕРА
АвтоВАЗ держит обещания: пятидверная Калина, как и планировалось, встала на конвейер в июле этого года. Она на 190 мм короче и на $140 дороже Калины с кузовом седан. Между тем за те же самые $9600 можно купить ВАЗ-2112 с восьмиклапанным мотором и в более богатом оснащении. Какой из ВАЗов выбрать любителю изделий российского автопрома — Калину-седан, Калину-хэтчбек или «двенадцатую»?
Пока Калина-хэтчбек, или ВАЗ-1119, как именует машину заводская спецификация, производит самое «цивилизованное» впечатление среди всех нынешних тольяттинских машин. Не красавица, но и не дурнушка. Куцый «хвостик» немного оживляют ладные вертикальные фонари — такое решение однозначно веселее унылой кормы седана. Но размашистое пожелание ВАЗу «стать законодателем в автостроении в мире», вписанное Михаилом Горбачевым в альбом будущего дизайнера «десяток» Владимира Ярцева в апреле 1986 года, так и осталось курьезом.
Кстати, в феврале дизайну машин десятого семейства исполнится ровно 20 лет. И ничего — пожилые «беременные антилопы» все еще актуальны! Во всяком случае, «двенадцатые» хэтчбеки остаются излюбленным объектом доморощенного тюнинга — с глухо затонированными стеклами, огромными спойлерами, антикрыльями и жерлом «прямоточного» глушителя. Но если судить по внешности, то рейтинг мы бы выстроили так: Калина-хэтчбек, «двенадцатая» — и Калина-седан в арьергарде.
Кстати, раньше мы относили Калину к классу В, а «десятки» — к старшему классу С. Да, ВАЗ-2112 на 130 мм длиннее Калины-седана и на 320 мм длиннее Калины-хэтчбека, но до нынешнего выросшего гольф-класса «двенадцатая» уже не дотягивает. Решающий аргумент — колесная база, которая всего на 22 мм больше, чем у Калины. Так что добро пожаловать в класс В!
Разница в длине влияет только на объем багажника: у «двенадцатой» он составляет 400 л, а у Калины-хэтчбека — 260 л.
Впрочем, пользоваться самым просторным багажником «двенадцатой» наименее удобно. Пятая дверь поднимается тяжело, складывать задний диван для перевозки габаритных грузов не менее трудно: фиксаторы тугие и неудобные, подголовники тоже снять непросто. Багажники Калин открываются гораздо легче, а спинка и подушка складываются без труда. В плане трансформации хэтчбек, естественно, практичнее седана, а на внутренней части пятой двери у пятидверной Калины даже есть ручка для захлопывания! Жаль, что закрыть дверь багажника удается только с третьей попытки — замок не отрегулирован. Да и открыть дварь, кстати, тоже получается не сразу — кнопку часто заклинивает.
Интерьеры Калин одинаковы: симпатичный биодизайн родом из 90-х годов, неплохая эргономика и резкий пластиковый запах. Высокая посадка, огромный диапазон продольной регулировки кресел, приятный руль, понятные приборы, хорошая обзорность — водителю здесь довольно удобно. Но качество… У одной из Калин уродливо перекошена крышка «бардачка», у другой рукоятки микроклимата вращаются с таким усилием, что впору браться за пассатижи. А усилием, которое требуется, чтобы отрегулировать рулевую колонку, можно изменить наклон и нерегулируемого руля.
«Бардачок» у Калин совсем невелик… | …а в перчаточный ящик ВАЗ-2112 помещаются документы формата A4 |
Впрочем, Калина почти расцветает в сравнении с «двенадцатой». Вот где устаревшая архитектура, мрачный пластик и никудышное качество! Эргономика — шаг назад: высокий водитель вынужден постоянно сидеть с согнутой левой ногой и сильно отклонять спинку сиденья, чтобы вытянуть хотя бы руки. Дополняют картину большой, тонкий и скользкий обод руля, сделанного из разномастного пластика, и ограниченная обзорность — посадка в «двенадцатой» низкая, оконная линия высокая, а вид через заднее стекло перекрывают спойлер и подголовники пассажирского дивана.
Словом, выбор рослого водителя — Калина и только Калина!
А каков выбор пассажиров?
Вдвоем удобнее сидеть в «двенадцатой» — запас места для ног тут побольше, чему способствует и ограниченная свобода регулировки передних кресел. Но для посадки втроем предпочтительнее уже Калина: диван тут поуже, чем в машинах «десятого» семейства, но стойки кузова не так «завалены» внутрь. В целом — паритет. Жаль только, что у Калин в нынешней единственной комплектации вообще нет задних подголовников — это вопрос не только комфорта, но и безопасности!
Силовые агрегаты у всех трех машин одинаковы — восьмиклапанники объемом 1600 «кубиков» и пятиступенчатые коробки. Однако разница в динамике есть, причем между двумя Калинами. Седанчик ускоряется немного охотнее хэтчбека, его мотор чуть эластичнее на высших передачах. И максимальной скорости седан достигает на пятой передаче, а хэтчбек — на четвертой.
Между тем весят обе Калины примерно одинаково — хэтчбек лишь на 5 кг тяжелее седана…
Почему моторы у Калин разные? А просто так звезды сошлись на небе. Обычный для вазовских машин разброс качества.
Калина-седан ВАЗ-1118: вид сзади, мягко говоря, не вдохновляет
Еще одна проблема с качеством сборки — тугие «калиновые» педали газа, что в сочетании с нормальным усилием на педали сцепления вызывает проблемы при трогании. У «двенадцатой» с газом вроде бы порядок, но трогаться сложно и на ней: сцепление «схватывает» только в самом верху хода педали, будто диски уже совершенно изношены. Между тем все три машины — совершенно новенькие, из магазина.
Понятно, что сделает нормальный владелец вазовской техники, — сразу поедет к знакомому мастеру. Тот растянет пружинку привода газа, чтобы педаль была полегче, отрегулирует сцепление… А самые «продвинутые» гаражные мастера, возможно, возьмутся и за привод коробки — у нашей «двенадцатой» рычаг настолько длинноходен, что при включении «четных» передач он почти ложится между сиденьями.
В Калинах передачи переключаются четче и приятнее — рычагом не нужно «мешать» все пространство между панелью и креслами. Но тут другая беда — привод коробки тугой: особенно тяжело включаются первая и задняя передачи. Ничего, разработается! А вот пройдут ли со временем те хрусты и душераздирающие звоны, которые издает привод коробки Калины-хэтчбека на высоких оборотах мотора?
По характеру торможения машины похожи — в момент блокировки колес вся троица делает попытку уйти с прямолинейной траектории. Неприятен и большой свободный ход педалей. Но Калины все-таки лучше — тормозной привод у них чуть информативнее, чем у «двенадцатой».
Главное отличие по управляемости — наличие электроусилителя руля у Калин: под забавное жужжание баранка легко вращается даже на месте. А «двенадцатая» на каждой парковке заставляет наматываться на баранку.
К сожалению, «короткие» реечные рулевые механизмы на Калинах все никак не появятся — руль совершает 4,2 оборота от упора до упора. Каменный век! Вкупе с электроусилителем это напрочь лишает баранку Калины информативности в околонулевой зоне — в городе с этим еще можно мириться, но с ростом скорости ситуация становится неприятной. Вести автомобиль по плавной дуге часто приходится «вслепую» — обратная связь возникает только при больших углах поворота руля.
По прямой обе Калины едут без рысканий, разве что при резких маневрах кренятся и запаздывают с реакциями. А в предельном повороте, несмотря на одинаковые шины, повели себя по-разному: хэтчбек уходит в глухой снос передних колес, а седан охотнее заныривает внутрь под сброс газа, стремясь уйти в занос. Чем вызвана разница? А бог его знает... — может быть, отличаются схождение и развал передних колес. Хотя, скорее всего, дело в пружинах или амортизаторах из разных партий — потому что по плавности хода пятидверка оказалась заметно лучше седана. Мелких неровностей Калина-хэтчбек почти не замечает, средние проходит упруго, приятно «скругляет» выбоины — и раскачкой при этом не утомляет. А седан «стелет» пожестче: швы и стыки он пересчитывает подробно, а седоков на коротких волнах слегка подбрасывает.
Но кто может поручиться, что все не окажется наоборот, попадись нам седан и хэтчбек из других партий?
Кстати, ВАЗ-2112 на фоне Калин не спасовал. По плавности хода наша «двенадцатая» оказалась похожа на Калину-седан (она пожестче), чувствительность рулевого управления тут повыше — в одном и том же вираже руль нужно поворачивать на меньший угол. Но весь обычный «букет» проблем никуда не делся: и недостаточная поворачиваемость, и «резиновые» отклики из-за податливости передка… Руль у этой «двенадцатой» хоть и «тяжелее», зато информативнее. Но обратная сторона медали — на баранку в поворотах, в отличие от Калин, по полной программе «приходят» дорожные вибрации.
Ну а по шумности вся троица друг друга стоит. Гул шин, рев моторов, вой трансмиссии и зуд пластиковых панелей… Беруши нам, беруши!
Что в итоге?
А итог-то нерадостный. После сравнения трех разных машин с разными недоделками так и тянет констатировать, что хрен редьки не слаще — слишком многое зависит от того, с какой степенью отклонения от конвейерных допусков собраны те или иные вазовские узлы, агрегаты и автомобили.
Хотя нет, неправда — хрен все-таки слаще редьки! В том смысле, что Калина с кузовом хэтчбек по сумме экспертных оценок в этом непростом тесте лидирует. Однако сдается нам, что выигрыш по плавности хода (равно как и преимущество седана по разгонной динамике) тоже объясняется пресловутым разбросом качества.
А в бесспорном активе у Калины с кузовом хэтчбек только то, что она симпатичнее и более приспособлена к перевозке габаритных грузов, нежели Калина-седан. И оснащена усилителем руля, в отличие от устаревшей «двенадцатой».
Пятидверную Калину будут брать хотя бы потому, что это самый доступный хэтчбек класса В — и Chevrolet Aveo, и тем более Hyundai Getz заметно дороже. Китайский Chery Amulet по цене сравним с вазовской продукцией, но он существенно крупнее и упорно прикидывается седаном.
Но для нас вывод очевиден: никаких Калин вне зависимости от типа кузова. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»…
Перспективы?
Как водится, АвтоВАЗ дорабатывает Калины уже на конвейере.
Во-первых, с середины сентября на Калины начнут устанавливать новые передние пружины — под них модернизированы защитные кожухи стоек передней подвески. Заводчане уверяют, что такие пружины позволят снизить боковые нагрузки на стойку, а плавность хода и управляемость должны улучшиться. Новые пружины делают методом холодной навивки из более прочного прута — они легче и долговечнее нынешних. Место не самого удачного махачкалинского электроусилителя руля осенью займет безредукторный агрегат калужской фирмы Автоэлектроника. Но рулевой механизм пока останется прежним — с «длинной» «рейкой». Внедрение «короткого» механизма, по словам вазовцев, пока упирается в новое технологическое оборудование.
С 20 августа в палитру добавился еще один цвет кузова — зеленовато-серый «металлик» «совиньон». Теперь Калины красят в пять различных цветов.
Безопасность
Какие из машин безопаснее при аварии — Калины или десятое семейство?
Мы проводили краш-тесты обоих седанов — и «десятки» (см. АР №6, 2002), и Калины (см. АР №20, 2005). Если судить по рейтингу, подсчитанному с помощью методики EuroNCAP, Калина намного опережает «десятку» — она набрала 5,6 балла из 16 возможных, в то время как ВАЗ-2110 с трудом получил 4 балла. Но на самом деле обе машины примерно одинаковы: при аварии они безопаснее Самар (уж не говоря про «классику»), но сильно уступают современным одноклассникам. Для сравнения: Renault Symbol на краш-тесте Авторевю заработал 11 баллов (см. АР №17, 2002), а Logan — 12 баллов (см. АР №18, 2005).
ВАЗ-2110 | Лада Калина (5,6 балла из 16) |
Кузова Калины и «десятки» неплохо держат смещенный фронтальный удар на скорости 64 км/ч — деформация почти не дошла до салона. Но архаичные ремни без натяжителей и ограничителей усилия повышают нагрузку на грудные клетки передних седоков — возможны переломы ребер. А отсутствие водительской подушки грозит травмами головы для водителя. Причем в Калине перегрузки головы манекена-водителя при ударе о «безопасный» руль были самыми высокими. Есть немалый риск повредить и колени водителя, которые ударяются о детали под панелью, — хотя интерьер Калины более травмобезопасен.
В итоге «десятка», а равно и «двенадцатая» имеют неплохие шансы сохранить жизнь пассажирам, но избежать травм им будет непросто.
Что почем?
АвтоВАЗ рекомендует продавать восьмиклапанные хэтчбеки ВАЗ-2112 в комплектации Норма по цене от 249847 руб. (примерно $9357), и официальные дилеры ее практически не завышают. Норма — это иммобилайзер, твидовый салон, центральный замок и передние электростеклоподъемники. Исполнение Люкс добавляет к этому списку велюровую обивку салона, маршрутный компьютер, литые 14-дюймовые диски, противотуманные фары, подогрев передних сидений. Рекомендованная цена — 256505 руб. (около $9606). Но часто машины в заводском исполнении можно приобрести только на заказ. Большинство же «салонных» автомобилей уже дооборудованы дилерами с соответствующим увеличением стоимости.
ВАЗ-21121 | Лада Калина ВАЗ-11193 | Лада Калина ВАЗ-11183 |
«Двенадцатые» с шестнадцатиклапанным двигателем (89 л.с.) дороже на 5275 руб., а «люксовые» — на целых 10095 руб.
Хэтчбеки с новой передней панелью от Приоры стоят примерно на 1000 руб. дороже, а с гидроусилителем ZF — на 11000 руб.
Калины продаются с единственным восьмиклапанным мотором и в единственной комплектации — Норма. В оснащение входят иммобилайзер, электроусилитель руля, сигнализация, тканевая обивка сидений, радиоподготовка, бортовой компьютер, центральный замок, передние электростеклоподъемники и подогрев передних сидений. Седан должен стоить 254286 руб. ($9523), хэтчбек дороже — 258031 руб. ($9664), но из-за высокого спроса многие дилеры поднимают цену еще на $300—400.
Гарантия на все автомобили ВАЗ — 2 года или 35000 км, но почти все дилеры предлагают расширить ее до 5 лет и 75000 км при условии обслуживания в их сервисах.
Оснащение участвовавших в тесте автомобилей | |||
Оснащение | Автомобили | ||
ВАЗ-1118 (седан) | ВАЗ-1119 (хэтчбек) | ВАЗ-2112 | |
Базовая цена автомобиля, руб. | 254286 | 258031 | 249847 |
Усилитель рулевого управления | + | + | – |
Регулируемая рулевая колонка по высоте | + | + | + |
Электрообогрев передних сидений | – | – | – |
Центральный замок (дистанционный) | + | + | +* |
Иммобилайзер | + | + | + |
Электропривод и обогрев наружных зеркал | – | – | О |
Электростеклоподъемники передние | + | + | + |
Маршрутный компьютер | + | + | – |
Складывающееся по частям заднее сиденье | + | + | + |
Аудиосистема | – | – | – |
Противотуманные фары | – | – | – |
Полноразмерное запасное колесо | + | + | + |
Металлическая защита моторного отсека | – | – | + |
Легкосплавные колеса | – | – | – |
Окраска «металлик» | + | + | + |
«Детская» блокировка задних дверей | + | + | + |
Задние подголовники | – | – | + |
Дистанционный замок багажника | – | – | + |
Подсветка замка зажигания | – | – | + |
Цена тестируемого автомобиля, руб. | 254286 | 258031 | 258247 |
(+) Комплектация базовой версии | |||
(–) В базовой комплектации отсутствует | |||
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили | |||
* Не дистанционный |
Экспертные оценки Авторевю | ||||
Оцениваемые параметры | Макс. балл | Автомобили | ||
ВАЗ-1118 (седан) | ВАЗ-1119 (хэтчбек) | ВАЗ-2112 | ||
Дизайн | 160 | 110 | 115 | 105 |
Внешность | 80 | 50 | 55 | 55 |
Интерьер | 80 | 60 | 60 | 50 |
Эргономика | 160 | 130 | 130 | 110 |
Рабочее место водителя | 80 | 60 | 60 | 50 |
Обзорность | 80 | 70 | 70 | 60 |
Динамика | 280 | 195 | 190 | 195 |
Разгонная динамика | 90 | 65 | 60 | 60 |
Тормозная динамика | 100 | 75 | 75 | 75 |
Управляемость | 90 | 55 | 55 | 60 |
Ездовой комфорт | 200 | 145 | 150 | 140 |
Плавность хода, виброзащита | 80 | 65 | 70 | 65 |
Акустический комфорт | 60 | 35 | 35 | 35 |
Микроклимат | 60 | 45 | 45 | 40 |
Комфорт салона | 200 | 140 | 140 | 150 |
Пассажирские места | 70 | 45 | 45 | 45 |
Багажник | 70 | 50 | 45 | 55 |
Трансформация салона | 60 | 45 | 50 | 50 |
Суммарный балл | 1000 | 720 | 725 | 700 |
Технические характеристики (данные производителя) | |||
Параметры | Автомобили | ||
Лада Калина ВАЗ-11183 | Лада Калина ВАЗ-11193 | ВАЗ-21121 | |
Тип кузова | седан | хэтчбек | хэтчбек |
Число мест | 5 | 5 | 5 |
Объем багажника, л | 380 | 260 | 400 |
Снаряженная масса, кг | 1080 | 1080 | 1040 |
Полная масса, кг | 1555 | 1545 | 1495 |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | ||
Расположение | спереди, поперечно | ||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, см³ | 1596 | 1596 | 1596 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 82,0/75,6 | 82,0/75,6 | 82,0/75,6 |
Степень сжатия | 10,0:1 | 10,0:1 | 10,0:1 |
Число клапанов | 8 | 8 | 8 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 81/59,5/5200 | 81/59,5/5200 | 80/59,0/5200 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 120/2700 | 120/2700 | 120/2700 |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | ||
Передаточные числа | |||
I | 3,64 | 3,64 | 3,64 |
II | 1,95 | 1,95 | 1,95 |
III | 1,36 | 1,36 | 1,36 |
IV | 0,94 | 0,94 | 0,94 |
V | 0,78 | 0,78 | 0,78 |
задний ход | 3,50 | 3,50 | 3,50 |
главная передача | 3,70 | 3,70 | 3,70 |
Привод | на передние колеса | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором | ||
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | ||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||
Задние тормоза | барабанные | ||
Шины | 175/70 R13 | 175/70 R13 | 175/70 R13 |
Максимальная скорость, км/ч | 170 | 170 | 170 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 12,9 | 12,9 | 13,5 |
Расход топлива, л/100 км | |||
при скорости 90 км/ч | 5,3 | 5,3 | 5,5 |
при скорости 120 км/ч | 7,2 | 7,1 | 7,2 |
в городском цикле | 9,8 | 9,8 | 10,0 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | 43 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 |
Источник: АвтоРЕВЮ