ВАЗ-2121- автомобиль повышенной проходимости, созданный советскими инженерами. Широко известен под названием «Нива». Эту машину можно смело назвать первым в мире компактным внедорожником с несущим кузовом и постоянным полным приводом на все колеса. Запущен в серию с 5 апреля 1977 года.
LADA 2121 - самый популярный в мире советский (позже российский) автомобиль. Трудно отыскать страну, где незнакомы с этим автомобилем и нет местного фан-клуба.
Изначально конструкторы Волжского автомобильного завода получили задание разработать компактный городской автомобиль. Именно с этим и связаны размеры ВАЗ-2121. Но концепция неожиданно поменялась, и руководство завода приняло решение превратить микролитражку в небольшой внедорожник. Как бы мы не удивлялись, но концепция была достаточно жизнеспособной, а автомобиль - очень удачным. По сравнению с полноприводными машинами того времени, Нива получилась сверхкомпактной и легкой, что положительно сказалось на ее проходимости. Помогал перемещаться по плохим дорогам и большой дорожный просвет. Но главной особенностью конструкции оставалось то, что машина выглядела как обычная легковушка. Унификация с популярной в Советском союзе ВАЗовской моделью 2106 позволила снизить себестоимость и решить вопросы с запасными частями.
Большинство выпускающихся в 70-х годах прошлого века большинство автомобилей с формулой 4Х4 оснащались жестко подключаемым полным приводом, рамным шасси, зависимой подвеской и достаточно простыми кузовами с отделкой без излишеств. Поэтому когда публике представили ВАЗ 2121, с постоянным полным приводом, большим количеством новаторских идей (независимая передняя подвеска), цельнометаллическим герметичным кузовом и невысокой ценой машина действительно вызвала фурор. А позже многие именитые бренды принялись разрабатывать схожие подобные модели.
В 1978 году ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем в своем классе на международной выставке в Брно. А в 1980 году получил золото Познаньской международной ярмарки.
Надо отметить, «Нива» пользовалась хорошим спросом на мировом рынке. Праворульная версия продавалась в Великобритании и даже в Японии. Более того, это был единственный Советский автомобиль, который продавался на японском рынке. Существовала и версия с дизельным мотором специально для экспорта. На ней использовался двигатель компании Пежо. Экспортный потенциал ВАЗ-2121 сохраняется до сих пор. Целый ряд зарубежных тюнинговых фирм создают на базе Нивы версии с кузовом кабриолет и пикап или спецавто для уборки снега и пр.
За три с половиной десятилетия было выпущено 1,8 миллионов ВАЗ 2121, из которых более 500 тыс. отправились на экспорт.
Сегодня ВАЗ-2121 производят из тольяттинских комплектующих в таких странах, как Казахстан и Украина. Ранее из SKD-комплектов сборка проводилась в Греции и Эквадоре.
На ВАЗ-2121 было установлено целый ряд мировых рекордов:
Мировой рекорд высоты: в 1998 году автомобиль поднялся в базовый лагерь на Эвересте, на высоту 5200 м, а в 1999 году на Тибетское плато в Гималаях, преодолев высоту 5726 м.
В апреле 1998 года Нива покорила Северный полюс в рамках международной парашютной акции. Автомобиль был сброшен с парашютом, а после приземления его завели, и он успешно преодолел маршрут.
На российской полярной станции «Белинсгаузен» ВАЗ-2121 верой и правдой отслужил 12 лет полярникам. И это в местности, где очень низкая температура (до -54С), а дорог нет вообще. За это время пробег составил 40 000 км.
В 1999 и 2000 годах снегоболотоход «Лада-Нива-Марш», созданный на агрегатах конвейерной «Нивы», покорил Северный полюс.
Модификации ВАЗ-2121:
ВАЗ-2121 Нива (Экспортное название Niva 4Х4). Базовая версия, оснащенная двигателем 1,6 л, мощностью 75 л.с. Коробка передач механическая 4 –ступенчатая. Серийно производилась с 1977 по 1993 год.
ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) – экспортный вариант с мотором ВАЗ-21011 1,3 л, мощностью 69 л.с.
ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) – вариант с расположением руля справа.
ВАЗ-2122.600 «Река» - армейский автомобиль-амфибия с использованием агрегатов ВАЗ-2121. Серийно не производился.
ВАЗ-21213 – рестайлинговая модификация с измененной задней частью. Получила новый двигатель ВАЗ-21213 (1,7 л, 81,8 к.с., 125 Н • м) с карбюратором «Солекс» и бесконтактной системой зажигания, алюминиевым радиатором.
ВАЗ-21214 (LADA 4x4) - модификация 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 81,8 к.с., 127,5 Н • м) с центральным впрыском топлива. С 2002 г. на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределенным впрыском топлива, в 2006 г. он модернизирован до Евро-2 (21214-20) и в 2008-м до Евро-3 (21214 - 30). C 2006 года в соответствии с договором СП GM-АвтоВАЗ машина теряет название «Нива» и в дальнейшем носить LADA 4x4.
ВАЗ-21215 – экспортная версия с дизельным мотором Пежо. Выпускалась с 1999 по 2007 гг.
ВАЗ-21216 - экспортная версия модели 21213 с правым расположением руля и карбюраторным мотором ВАЗ-21213;
ВАЗ-21217 - экспортная версия модели 21213, с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л);
ВАЗ-2121Б – бронированный инкассаторский автомобиль.
ВАЗ-2121Ф – экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургон.
LADA 4x4M – модернизированный вариант ВАЗ-21214. Часть комплектующих применяется от Chevrolet Niva.