Lada Priora "универсал".
22 июля 2009
АвтоВАЗ представил автомобиль, у которого на нашем рынке пока нет конкурентов - дешевый и богато оснащенный универсал Lada Priora. Его презентация состоялась пару недель назад в самом западном регионе России - в Калининградской области.
Лада-Уникум
Четыре года назад на стенде Lada на Франкфуртском автосалоне я наблюдал, как посетители, что оказывались рядом с "Калиной", на тот момент главной новинкой АвтоВАЗа, старательно ее ощупывали и пытались просунуть пальцы в зазоры между кузовными панелями. Что-либо куда-либо просунуть у немцев уже не получилось, ибо после того, как тольяттинцы "промахнулись" с размерами дверей для "десятки", к подгонке кузовных деталей они стали относиться намного ответственнее. Но пусть сантиметровые зазоры остались в прошлом, стереотип о том, что "Лады" собраны небрежно, жив до сих пор: "Приора" с кузовом "универсал", которую журналистам представили в Калининградской области, стала для местных жителей, забывших про существование отечественного автопрома лет эдак 15 назад, объектом тактильного внимания: не стесняясь, они подходили к стоящим на улице машинам и щупали-щупали-щупали... А потом вслух удивляясь, что "Лада" нормально собрана, нормально окрашена, и что вовсе невероятно - с завода выходит с парктроником, датчиком дождя и света, и полуавтоматическим климат-контролем...
Если честно, даже я, услышав про датчик света и парктроник, подумал, что меня разыгрывают. Но потом пригляделся и увидел три ультразвуковых радара на заднем бампере и фотосенсор на лобовом стекле... Неплохо. И даже удивительно - ведь, получается, на ВАЗе сделали все, что обещали два года назад, когда "Приора" только-только появилась на рынке. Тогда продавались практически "голые" машины, а сейчас у универсала в комплектации "суперлюкс" (ценой 360 тысяч рублей) есть две подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, четырехканальная АБС фирмы Bosch...
- А вот, - говорит главный конструктор "Приоры" Валерий Павлович Козенков, доставая несколько листов бумаги с таблицами и картинками - ПДК, "План корректирующих действий" по итогам журналисткой презентации "Приоры"-седана в Сочи. Помните, например, вы жаловались на хлипкие и неудобные внутренние ручки дверей? Их больше нет. И еще много что по мелочам мы исправили или скоро исправим.
Сажусь за руль, завожу двигатель и прислушиваюсь: мотор работает на холостом ходу громко и нестабильно - стрелка тахометра "плавает" вокруг отметки "1000". В чем дело? "Мотористы так настроили блок управления", - пожимает плечами Козенков. Когда включается муфта кондиционера, из-за нагрузки обороты падают до 800 или чуть ниже, "мозги" думают, что двигатель вот-вот заглохнет и принимаются его спасать: увеличивают обороты до 1200. Затем мотор опять переходит в режим холостого хода, а там - снова падение оборотов, и снова подгазовка. Замкнутый круг... На скорость, как говорится, не влияет, но с непривычки кажется, что машина неисправна. Обидно, что за год (а такой "глюк" был еще на "Калинах" с кондиционерами, о которых мы писали в прошлом мае) блок управления двигателем так и не перенастроили...
Зато в движении к 98-сильному 16-клапаннику нет никаких претензий. Он уверенно тянет с самых "низов" и, в отличие от 8-клапанного мотора, который ставится на "Калину", абсолютно не киснет при включенном кондиционере. Плюс к этому, он потребляет очень мало топлива - за время тест-драйва расход бензина по бортовому компьютеру не поднимался выше восьми литров на "сотню". Довольно собранная (по сравнению с той же "одиннадцатой", где нет заднего стабилизатора поперечной устойчивости) и очень энергоемкая подвеска вкупе с таким двигателем могли бы сделать "Приору" вполне драйверским автомобилем, если бы не два "но" - нечеткий, длинноходный и тугой механизм переключения передач и очень-очень-очень длинный руль, который от упора до упора делает 3,9 оборота. Из-за рейки, которая проектировалась еще для "восьмерок" и "девяток" и не была рассчитана на гидро- или электроусилитель, заруливая на "Приоре" в крутые повороты чувствуешь себя на быстрой, но ужасно неповоротливой яхте, а никак не на современном и относительно компактном автомобиле.
безразличием к качеству дороги
А где же обещанные "короткие" рейки на 3,1 оборота? Они, оказывается, давно существуют, но ставятся лишь на "голые" "Приоры" без кондиционера... Такие рейки выпускает тольяттинская компания "Рулевые системы" совместно с немецкой фирмой ZF, и рассчитаны они на гидроусилитель. Вся система отлично вписывается в подкапотное пространство "Приоры", но лишь до тех пор, пока там не появляется компрессор кондиционера. "Повесить" его на тот же ремень, что вращает насос гидроусилителя и генератор, - значит усложнить конструкцию, сделать моторный отсек тесным и повысить нагрузку на двигатель. Поэтому на топовых "Приорах" гидроусилитель заменен на электрический, а место насоса занимает компрессор кондиционера.
Когда была утверждена такая компоновка, оставалось найти поставщика "коротких" реек под электроусилитель или же освоить их выпуск собственными силами. Такой опыт у АвтоВАЗа есть - на оборудовании немецкой фирмы Schmidt Technology в Тольятти методом накатки под давлением уже много лет производят рейки для "девяток", "десяток" и "Калин". "Короткую" рейку для "Приоры" тоже решили делать сами, но по другой технологии - фрезерованием. Уже было закупили часть оборудования, но тут... Внезапно сломался пресс Schmidt, и под угрозой остановки конвейера и многомиллионных убытков вазовцы купили у немцев еще один такой агрегат. Поэтому денег на дозакупку фрезеровального оборудования не осталось, и, так как в стране кризис, никто не берется сказать, когда они появятся.
Кстати, в теории рейки для "Приоры" можно выпускать и на существующем оборудовании. Тем более, что старый пресс-таки починили, и на ВАЗе теперь их два. Но тольяттинцы, вспоминая недавнюю историю со "Шмидтом", боятся регулярно перенастраивать что старый, что новый агрегат с "коротких" реек на "длинные" и наоборот. Единственный автомобиль, ради которого сделали исключение - мелкосерийная "Калина-Спорт".
Так что, пока нет "короткой" рейки, "Приора" не слишком годится для активной езды. А вот для поездок на дачу новый универсал подходит в самый раз - он неплохо держит прямую, уверенно разгоняется со скорости "за сотню", а главное - абсолютно безразличен к качеству асфальта. Единственное, что раздражает при быстром движении - это шумы. Шелестит ветер около наружных зеркал (как выяснили вазовцы, из-за неровно вставленных в их корпуса заглушек), поскрипывает внутренняя обшивка задних форточек, гудят шины "Кама-Евро", а если обороты поднимаются выше четырех тысяч, то начинает недовольно ворчать двигатель...
Впрочем, громкой "Приора"-универсал кажется лишь по сравнению с иномарками - с тем же "Логаном", например. А если в качестве референса брать "одиннадцатую", то по акустическому комфорту новая тольяттинская машина будет на две головы выше. И не в последнюю очередь благодаря более качественным, "нескрипучим" материалам отделки салона, в частности - передней панели. Ну а что касается "Логана", то, как рассказывает Валерий Павлович, на "ВАЗе" его тестировали и разбирали. "Да, - признается конструктор - французско-румынская машина лучше и по акустическому, и по виброкомфорту. Но проблема в том, что сделано это мягко говоря, непромышленными, почти гаражными методами. Например, внутри логановских дверей - нанесенная вручную мастика. В условиях гибкого, компактного производства, как на "Автофрамосе" такая операция вполне допустима, а вот на многокилометровом главном конвейре "АвтоВАЗа" так уже не получится". А другие, "высокотехнологичные" методы снижения шумности для машины такого класса оказываются слишком дороги...
А может ну их всех - парктроник, датчик дождя и света, подсветку в нижней части дверей, штатную аудиосистему, которая должна появиться в конце лета, навигацию "ГЛОНАСС", которая-таки есть в планах завода (правда, в далекой перспективе), "автомат", систему "старт-стоп" (уже сделана техническая документация по ее внедрению на "Приору") и прочие навороты? Не лучше ли окончательно довести машину "до ума"? Тем более, на АвтоВАЗе прекрасно понимают, что для этого надо сделать...
Похоже, нет. Не лучше. И дело тут не в создателях "Приоры", а в ее потенциальных покупателей. Многие из этих людей, пересев на "китайцев", показали, что им абсолютно наплевать не то что на качество - на "автомобильную сущность" того, на чем они ездят. Главное, чтобы к самобеглой тележке прилагалась тонировка, ЖК-телевизор с рогами антенны на заднем стекле, кондиционер, краска "металлик", сигнализация с пейджером и еще какая-нибудь ерунда. И АвтоВАЗ, понимая специфику российского рынка, был вынужден обвесить "Приору" мишурой и закрыть глаза на многие ее недостатки - как наследственные (например, из-за "девяточной" геометрии рулевого механизма "баранка" смещена вправо относительно центра водительского сиденья на 3,5 сантиметра), так и на вновь приобретенные (датчик дождя и света включается по странному алгоритму - в автоматическом режиме не работает переключатель "ближний-дальний", на кочках самопроизвольно открывается футляр для очков, багажник снаружи невозможно открыть без ключа...).
Чукча (жене): Не знаешь, почему русские говорят, что мы такие (стучит кулаком по столу)?
Жена (вставая): Кто там?
Чукча: Сиди, я сам открою!
Несмотря на все это "Приора" - это автомобиль, а не четыре колеса с кондиционером. Нормальный автомобиль за свои деньги. И, что очень важно, я верю тем людям, которые его делают. Верю Валерию Павловичу Козенкову, который прекрасно видит все недостатки машины и убедительно отвечает на любой вопрос "почему?".
А как сделать так, чтобы этих "почему" не было? Нужно одно - потребитель, который разбирается в том, за что он платит. И я искренне надеюсь, что когда-нибудь такие люди будут в нашей стране в большинстве...
Технические характеристики "Приоры"-универсала (ВАЗ-21713)
Длина, мм | 4340 |
Ширина, мм | 1680 |
Высота, мм | 1508 |
Колесная база, мм | 2492 |
Снаряженная масса, кг | 1088 |
Объем двигателя, см3 | 1596 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 98/5600 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 145/4000 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 11,5 |
Максимальная скорость, километров в час | 183 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 7,2 |
Источник: АвтоЛента